Авг
18

АНБ глазами блондинки. Пост крайний. На темной стороне силы

Мрак распространяется со скоростью света.

Леонид Шебаршин

За время написания серии постов Агентство Национальной Безопасности превратилось из Агентства, Которого Нет и о котором никто толком ничего не знает, в Агентство, о котором говорят, пишут и обсуждают все. Еще долго будут разбираться различные аспекты и нюансы проекта «Сноуден», строиться версии и контрверсии. Наверняка будут всплывать все новые и новые, трудно стыкующиеся между собой подробности, детали и документы.

Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что медийный характер скандальных утечек  Сноудена позволил экосистеме Агентства Национальной Безопасности, включающей наряду с самим Агентством множество других государственных организаций и частных компаний самых различных юрисдикций, увести и экспертов, и общественное мнение от главного, от сути дела.

Сегодня во всех уголках земного шара, где есть интернет, обсуждаются темы приватности частной интернет-жизни, Большого Брата, слежки за  пользователями сети и и т.п. Достаточно посмотреть на приведенную ниже диаграмму Google trends, где синим цветом отмечен поисковый запрос Snowden, красным – NSA и коричневым  – Big brother.

Несложно увидеть, что  все внимание сосредоточено на Большом Брате, который следит за пользователями интернета. Немногим отличается от восприятия простых пользователей и большинство статей экспертов. Вот, например, весьма дельная статья о сути утечек Сноудена. Ее заголовок – «Разоблачения Сноудена подтвердили худшие теории о масштабах слежки за пользователями интернета».

В итоге, сложилось устойчивое общественное мнение, что Агентство Национальной Безопасности занимается персональной слежкой за простыми юзерами. Как это не парадоксально, такая точка зрения весьма выгодна самому Агентству, ведь она легко опровергается.

Выждав некоторое время в самых различных средствах массовой информации начинает появляться все больше статей, которые показывают всю фантастичность и бессмысленность такой слежки. Надо обладать совершенно непомерным самомнением и полным невежеством в информационных технологиях, чтобы всерьез верить, что АНБ, либо какая-то иная спецслужба занимается тотальной слежкой за каждым пользователем интернета.

При желании и государственная власть, и Агентство могли бы легко доказать, что тотальной персональной слежки за каждым пользователем сети нет. Собственно за объяснение невозможности этого активно взялись крупнейшие интернет-компании, попавшие в слайды Сноудена. Однако и они ведут эту разъяснительную работу весьма неактивно, ровно в той мере, которая необходима для того, чтобы спокойно уладить некоторые шероховатости, возникшие у них с правительствами тех или иных стран.

Миф о Большом Брате, материализованный благодаря утечкам Сноудена в устойчивое представление о реальности у многих рядовых пользователей интернета позволяет скрывать гораздо более серьезные, и действительно далеко идущие планы, реализуемые в недрах экосистемы АНБ.

В предыдущих постах я подробно писала о том, что АНБ, как и положено службе электронной разведки, прежде всего, занято извлечением сведений и перехватом данных, относящихся к национальной безопасности США.  Ровно тем же самым занимаются соответствующие службы и других стран мира. Другое дело, что технические возможности АНБ и связанных с ним государственных и частных структур несопоставимы с возможностями ни одной другой спецслужбы мира.

Собственно нынешний скандал полностью лежит в рамках данной функции АНБ. Американцы обсуждают, насколько правомерно использование программ, о которых поведал Сноуден не в отношении внешнего мира, а в отношении самих американских граждан. Европейские союзники США робко дискутируют относительно моральности шпионажа в отношении собственных союзников, а также рядовых жителей европейских стран. В том же русле обсуждения вопросов персональной слежки протекает и большая часть дискуссий в России.

Однако, если говорить всерьез, то понятно, что 99,9% пользователей интернета не интересуют АНБ, как индивидуумы. Американцы – практичные и прагматичные люди. Они тратят деньги лишь на то, что может дать эффект. Поголовная слежка за гражданами такого эффекта дать не может. Она просто не нужна.

АНБ действительно ведет разведку, как я полагаю, в отношении всех основных государств мира, сколько-нибудь заметных групп власти, финансов, обладателей технологий и т.п. Также АНБ берет на себя функции обслуживания всего американского разведывательного сообщества, как его IT отдел. И естественно, обеспечивает электронную разведку в зонах боевых действий для Пентагона, а также вносит свою лепту в антитеррористические операции.

Но анализ технических возможностей АНБ, его аппаратных и программных мощностей, еще до разоблачений Сноудена позволял говорить об их избыточности по отношению к указанным выше задачам. Те данные, которые обнародовал Сноуден, лишь подтвердили этот вывод.

Тогда возникает вопрос, что же на самом деле является главной задачей АНБ, если не сегодня, то завтра? Какие средства должны обеспечить реализацию этой главной задачи?

Попробуем ответит на этот вопрос. Есть такое нечетко определенное понятие, как Big Data или Большие Данные. Это огромные массивы структурированной и неструктурированной информации, которые обрабатываются при помощи самых различных математических методов, начиная от методов распознавания образов, заканчивая обычной статистикой. Big Data вошли в американскую повседневность. Уже сегодня более 70% корпораций, входящих в список Форчун 500 инвестируют значительные средства в Большие Данные. По мнению самой авторитетной консультативной компании мира McKinsey, отрасль Больших Данных станет одним из пяти главных драйверов экономики США. Уже сегодня в Америке существует более 50 специализированных компаний, занимающихся продажей и обработкой Больших Данных. Т.е. для американцев Большие Данные – это что-то абсолютно повседневное, безопасное, понятное и полезное, в отличие от Большого Брата.

Так вот, главной пропагандистской задачей экосистемы АНБ является на ближайшую перспективу отвлечение американцев призраком Большого Брата от действительно сверхсерьезной темы Больших Данных. По сути, экосистема АНБ представляет крупнейшую в мире фабрику по получению, хранению, переработке и использованию Больших Данных. Эта фабрика использует не только собственное информационное сырье, но и получает, а в отдельных случаях закупает Большие Данные у частных корпораций и компаний, имеющих собственные хранилища.

Весь фокус состоит в том, что делается это в строжайшем соответствии с законодательством США, потому что для Больших Данных важны не фамилия, имя, отчество человека и т.п., или как принято говорить – персональные данные, а набор признаков и характеристик этого человека, как некоей единицы, включаемой в ту или иную группу.

Один из мировых авторитетов в сфере теории сложности и синергетики Георгий Малинецкий недавно сказал, что только 23% данных носят осмысленный для человека характер и лишь 3% из них реально используются при решении тех или иных практических задач. Самое главное в этих цифрах состоит в том, что человек думает, а машина считает. Соответственно, информация, бросовая для человека оказывается вполне пригодной для машины. Большие Данные включают не  три, и даже не двадцать три процента, а с гораздо большую долю структурированной и неструктурированной информации. По оценке экспертов IBM она в настоящее время доходит до 50%, а в перспективе возрастет до 75%.

Что могут дать Большие Данные? Приведу только один хрестоматийный пример. Крупная американская торговая компания Target сформировала огромную базу данных покупателей и покупок . Аналитики компании выделили часть базы со списком покупательниц, о которых известно, что у них уже родился ребёнок, и стали изучать, чем отличаются покупки, которые они делали до беременности, от покупок во время вынашивания ребёнка.

Оказалось, что в первые двадцать недель беременности многие покупают минеральные пищевые добавки. Другой признак: они начинают приобретать вату и мыло без запаха в куда больших количествах, чем прежде. Если несколько подобных признаков совпадает, то вероятность того, что покупательница беременна, очень велика. А значит, можно бомбардировать её рекламой и скидочными купонами на товары для новорождённых.

Точность метода оказалась настолько высокой, что едва не привела к скандалу. Компания стала получать жалобы от обескураженных родителей, не понимающих, почему магазин предлагает их несовершеннолетним дочерям скидки на пелёнки и кроватки для грудничнов. Оказалось, что алгоритм Target заметил беременность  раньше родственников.

В АНБ на сегодняшний день сформированы аналитические алгоритмы и написаны программы, позволяющие осуществлять анализ и прогноз в самых различных сферах и видах деятельности для различных стран, социальных и этнических групп и т.п. По сути АНБ представляет собой сегодня Базу Баз Больших Данных с соответствующими программными средствами ее переработки. Именно для этого сейчас в Юте заканчивается строительство огромного Data Центра. Именно поэтому, несмотря на все разоблачения Сноудена, Американский Конгресс при всей непростой финансовой ситуации США беспрекословно финансирует программы АНБ, а Барак Обама готов защищать АНБ от любой критики с совершенно неординарной жесткостью.

Хорошо известно, что маркетинг, в конечном счете, представляет собой методы принуждения к потреблению. Иными словами, современный, привычный для жителей      разных стран мира маркетинг – это не что иное, как программирование их поведения. Большие Данные позволяют осуществлять это программирование с невиданной прежде эффективностью. Кроме того, они дают возможность расширить сферу программирования поведения с потребительской сферы на любые другие.

Представляется, что перспективная ключевая задача экосистемы АНБ – это отнюдь не индивидуальная слежка за пользователями интернета. Это слишком мелко для многомиллиардных расходов. Задача стоит гораздо более масштабная. Крупнейшая в мире фабрика по обработке Больших Данных является одним из двух важнейших элементов создания системы управления поведением сколько угодно больших групп населения самых различных стран мира.

До сих пор весьма популярны дискуссии о цветных революциях, технологиях управляемого хаоса и средствах борьбы с ними. Но речь сегодня идет о качественно новом этапе глобального доминирования – о практическом контроле над поведением сколь угодно больших групп и слоев населения.

Для того, чтобы глобальный контроль стал реальностью, помимо сверхбольших данных и мощнейшей машины их интеллектуального анализа, нужно перевести из фазы теоретических исследований в практическую сферу когнитивные технологии, которые еще называют нейротехнологиями. Такую практическую задачу в неявной форме в этом году поставил Барак Обама, объявив о начале национального проекта картирования мозга и развития когнитивных технологий. Следует отметить, что также как с интернетом в этом проекте изначально участвуют ведущие американские университеты, Пентагон, разведывательное сообщество и крупнейшие компании, типа Google, IBM и т.п.

При этом, всерьез задачу эффективного управления поведением можно ставить только в том случае, если существует всего один доминирующий центр, способный решать такие задачи. Т.е.  только у одной страны или у одной наднациональной сети элит должны находиться в руках абсолютно превосходящие других технологии, инструменты и техническая база управления поведением. Если таковых сил будет больше, чем одна, то их усилия по управлению поведением будут взаимно гаситься и соответственно окажутся неэффективными, а что еще хуже, абсолютно непрогнозируемыми.

Второму компоненту системы глобального управления поведения мы и посвятим следующую серию постов.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы