Фев
10

АНБ глазами блондинки. Призрачная структура.

На протяжении всего ХХ века, когда разведка из вида деятельности превратилась во всех основных державах в полноценный государственный институт, между структурами разведки и руководителями государств практически всегда и везде были весьма непростые отношения. Президенты, премьер-министры постоянно подозревали разведывательные структуры в негласных операциях, излишней самостоятельности и сокрытии той или иной информации, а руководители разведки часто пеняли первым лицам на излишние ограничения, мешающие их работе, мелочную опеку и даже непонимание сути происходящего в мире. Таких примеров можно найти немало и в истории Британии, Германии, Советского Союза, Израиля. Не остались в стороне и Соединенные Штаты.

Весьма занимательно то, что скандалы в Штатах между президентом и разведкой регулярно были связаны либо с ЦРУ, либо, в крайнем случае, с РУМО (Разведка Пентагона). С АНБ крупных скандалов у Президента и руководства Конгресса не было. Скандалов не было, но  конгрессмены и общественное мнение США регулярно подозревало АНБ в тайной незаконной деятельности.

В противоположность мифам, которые частично рождаются, а частично целенаправленно насаждаются в российских СМИ и в Рунете, господствующая элита в США неоднородна. Проблемы и противоречия внутри нее не сводятся к борьбе между пресловутыми Рокфеллерами и Ротшильдами, как это стараются представить сегодня не только конспирологи, но и весьма серьезные эксперты.

Все вышеизложенное, это не отклонение от предмета, а прямое введение в тему нынешнего поста. Противоречия и проблемы  между  Президентом, Конгрессом и разведкой США, неоднородность правящей элиты Америки – это не миф, а реальность. В этих условиях для того, чтобы система работала, была изобретена сложнейшая система сдержек и противовесов, которая в Америке в основном носит юридический характер. (Хорошо известно, что в США есть две напасти – юристы и психоаналитики. Американское общество действительно пронизано юристами, которые решают не только судебные, но и главным образом досудебные вопросы, связанные с урегулированием споров и согласованием позиций сторон.)

Соответственно, деятельность любой разведслужбы регламентируется законами, подзаконными актами, юридическими прецедентами. При этом несомненно, что они обеспечивают секретность деятельности спецслужб, и человеку не только со стороны, но и изнутри правящего класса, не всегда оказывается доступно понимание возможностей и ограничений той или иной спецслужбы.

Но представлять дело таким образом, что ЦРУ, АНБ, ФБР могут делать все, что им заблагорассудится, без всяких последствий для себя, по меньшей мере, несерьезно.

Приведу конкретный пример. Как мы знаем, в 2009 г. было создано Киберкомандование в составе Пентагона. Казалось бы, есть АНБ, где сосредоточены все необходимые ресурсы. Но, тем не менее, создается новая структура. Почему это было сделано? Значительная, но не вся, часть правды состоит в том, что деятельность АНБ ограничена законом. Согласно Закону США (ст.10) Агентство имеет право собирать информацию с определенными ограничениями, также предусмотренными Законом, но не может принимать участие в боевых действиях. Соответственно, само по себе АНБ вести кибервойны, связанные с информационными атаками и прямым поражениям критических инфраструктур противника не может. Это дело армии, т.е. Пентагона. Поэтому Киберкомандование создано в структуре Пентагона.

Что из себя представляет Киберкомандование США? Это структура с неизвестным объемом финансирования и численностью в пять тысяч сотрудников. В настоящее время уже набрано 900 человек, а в течение ближайшего года штат будет укомплектован полностью.

В структуру Киберкомандования входят три специализированные бригады:

- Национальные силы для защиты государственных и корпоративных компьютерных систем  критической инфраструктуры и энергосистемы США;

- Боевая бригада для планирования и  осуществления атак на противника;

- Силы киберобороны для защиты сетей Пентагона от вражеских кибератак.

Указанные подразделения размещаются на территории военной базы Форт-Мид, т.е. там же, где расположено  АНБ.

Киберкомандованию помимо указанных подразделений, создаваемых в его составе, подчинены еще несколько военных структур. Это, прежде всего,  24-я воздушная армия со штаб-квартирой на базе ВВС в Лэкланде, штат Техас. У этой армии нет самолетов. Ее основная задача, согласно уставу: «боеспособные подразделения, полностью обученные и оснащенные для проведения киберопераций, интегрированных в операции в воздухе и безвоздушном пространстве, включая с использованием беспилотных летательных аппаратов и космических объектов». В состав 24-й армии входит около восьми тысяч военных и гражданских специалистов.

Другой структурой, подчиненной Киберкомандованию, является 10-й  флот ВМФ США. Этот флот был расформирован в 1945 г. Вновь создан в 2009 г. В основном он базируется на суше, включая соответствующие подразделения, оснащенные супермощными мейнфреймами, а также имеет несколько судов, выполняющих функции киберразведки и кибернападения. Согласно недавнему заявлению начальника штаба ВМФ США к 2014 г. численный состав флота будет не меньше, чем у соответствующих подразделений ВВС.

Киберкомандованию подчинены также кибервойска сухопутных сил, сведенные в командование развития телекоммуникационных технологий, и 9-е соединение связи. Служащие этого подразделения приписаны к войскам связи, расположенным во всех точках планеты, где дислоцированы сухопутные войска США. Совместно с АНБ они обеспечивают нужды сухопутных войск в киберразведке. В частности, они полностью поддерживают американские войска в Афганистане.  Согласно различным оценкам, численность киберсил в составе сухопутных войск США колеблется где-то около 12 тысяч человек.

Всеми этими структурами, в конечном счете, командует четырехзвездочный генерал К.Александер, который одновременно возглавляет и АНБ. Плюс к этому, как указывалось выше, штаб-квартира у них тоже по сути единая, расположена на территории военной базы, куда в отличие от ЦРУ экскурсантов не пускают даже в отведенные для этого помещения.

Но и это не все. Еще во времена холодной войны, была создана знаменитая система «Эшелон». Об этой системе в интернете написано видимо-невидимо, по большей части вымыслов и конспирологии. Однако, штука это серьезная. Для тех, кто хочет освежить свои знания об «Эшелоне» могу предложить лучший материал последнего времени на русском языке «Интернет должен быть свободен от американо-английского «Эшелона».

Для эксплуатации «Эшелона» было подписано специальное соглашение UKUSA. В рамках этого соглашения объединены технические, человеческие, программные и организационные ресурсы разведывательных ведомств пяти англоязычных стран: АНБ – США, Правительственный штаб коммуникаций – Великобритания, Учреждение безопасности коммуникаций – Канада, Управление защиты связи – Австралия, Правительственное бюро безопасности коммуникаций – Новая Зеландия. Помимо этих стран объекты системы «Эшелон» расположены на территории Германии и Японии, но находятся под американским контролем, и согласно неофициальным, но заслуживающим доверия источникам, в Израиле. Естественно, что координацию в рамках соглашения осуществляет все то же АНБ, которое является, по сути, хозяином «Эшелона».

Сегодня «Эшелон» используется не только для военной и политической разведки, но и для поддержки коммерческих и финансовых операций ТНК стран, входящих в соглашение. Как мы видим, даже многие страны НАТО, типа Франции, Италии, той же Германии, являются не участниками «Эшелона», а объектами, в отношении структур, компаний и лиц которых могут проводиться, и как свидетельствуют некоторые документы, проводятся соответствующие операции.

Таким образом, по сути, имеется огромная, охватывающая множество стран и структур единая система, подчиненная, в конечном счете, одному человеку, уже упомянутому К.Александеру. При этом какого-то единого законодательного акта, регулирующего деятельность этой структуры не существует в принципе. Каждый из элементов структуры регулируется своими правовыми актами. К тому же относящимися к юрисдикции различных стран. Таким образом, мы имеем перед собой уникальную, не имеющую аналогов структуру-призрак, или призрачную структуру.

А дальше начинается самое интересное. Все-таки англо-саксы – гениальные люди. Транснациональные корпорации появились и получили быстрое развитие не только потому, что они позволяли минимизировать издержки и выполнять работы в различных странах мира таким образом, чтобы в целом  получать максимальный выигрыш. Другой не менее важной причиной была та, что законодательства всех стран не идентичны. Они отличаются во многих, зачастую весьма важных, аспектах. Бывает очень много случаев, когда то, что строго запрещено в одной стране, разрешено в другой. Собственно с созданием структуры-призрака во главе с АНБ эта новация из мира бизнеса была перенесена в мир разведки. Получилась структура, в которой участвует большое число  подразделений, каждое из которых регулируется своими законодательными актами,  к тому же, относящимися к юрисдикции различных стран. По сути, без всякой конспирологии, абсолютно легально появился на свет суперсубъект, который реально может, если не все, то очень многое.

В следующем посте остановимся на мат. части Агентства, которого нет, и подчиненных ему структур.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы