Окт
2

Демонтаж «белой» Америки? Пост второй.

Публикую работу полноправного соавтора блога attiks1972, посвященную проблеме, выходящей за рамки не только  нынешней избирательной кампании, но и ситуации в США, имеющей глобальный характер. Статья публикуется в авторской редакции, разделенная на три поста.

Если не углубляться в религиозные особенности  пуританизма, то  можно выделить следующие его основные  принципы:

1)      Материальное благосостояние – это благодать божья. Она дается тем, кто готов много трудиться.

2)      Необходимость полагаться на себя и свои силы, индивидуализм, уважением к другим пуританам, как к самому себе.

3)      Вера в возможность достижения спасения при соблюдении жесткой самодисциплины, контроля  над собой и своими желаниями.

4)      Большая роль сообщества (коммуны пуритан), при отсутствии жесткой иерархии среди ее членов.

5)      Создание своей церкви на основе выборности, независимости  от других церквей (прежде всего католической).

6)      Необходимость образования и обучения в школах и колледжах, ( в основе обучения – Библия).

7)      В области семьи и брака: супружеская верность одному партнеру и нерасторжимость брака. Запрет сексуальных отношений до брака и вне брака.

8)      Намерение иметь потомство и воспитать детей до определенного возраста, заботясь об их потребностях и обучении.

9)      Сексуальные отношения только с целью воспроизводства, женщин предостерегали от переживания сексуальных удовольствий.

10)   Гомосексуализм и сексуальные девиации отождествлялись с психическими заболеваниями,  подвергались суровому преследованию.

Этот перечень не является исчерпывающим, но дает понятие об основных ценностных понятиях пуританской  морали.

Таким образом,  можно выделить несколько составляющих англосаксонской исключительности в ее американской интерпретации: это элементы расово-этнического превосходства;  наличие особых, присущих только англосаксам идей и ценностей;  христианство со специфическими  протестантскими (пуританскими) ценностями; индивидуализм; английское понятие власти закона; ответственность правителей перед массами; неотъемлемые права граждан, данные им от бога; трудовая этика и наличие веры в то, что у людей этой группы  есть способность и обязанность попытаться построить «мир небесный» на земле, – «город на холме’”- т.е. идея мессианского предназначения.

«Старая добрая Америка», с преобладанием англосаксонского населения с присущими им ценностями не была статичным конструктом. Изменения происходили как внутри общества, так и снаружи, с усилением притока неанглосаксонских, преимущественно белых,  иммигрантов. По мере изменения этнического состава «белой Америки» происходит постепенное изменение  набора ценностей. Также происходит постепенная трансформация самого понятия «белый американец».

Этот процесс происходил  в рамках так называемых «волн» европейской иммиграции.

Условно принято выделять 4 основных волны европейской иммиграции в США:

Первая волна, между XVI  и XVIII веками, в основном состояла из англоязычных переселенцев с Британских островов, приезжавших в поисках новых экономических возможностей и религиозных свобод.

Вторая волна с 1840-х до 1850-х характеризуется прибытием иммигрантов в основном из Ирландии, Германии и Скандинавии, это бегство от голода, религиозного преследования и политических конфликтов. По сравнению с протестантскими поселенцами первой волны, вновь  прибывшие были всецело католиками (за исключением немцев), происходили из намного более бедных слоев населения, были молоды и обладали  низкой профессиональной квалификацией. После этого европейская миграция в Соединенные Штаты  сделала паузу на время Гражданской войны  в США.

Более чем 20 миллионов иммигрантов прибыли в третью волну (1880-1914 гг.). Новые иммигранты, были, в основном, из южной и восточной Европы, сильно отличались по языковому и религиозному составу  от ранее прибывших европейцев. Большинство южно-европейских иммигрантов было мотивировано экономическими возможностями, в то время как восточные европейцы (прежде всего евреи) искали защиту от религиозного и национального преследования.

Четвертая волна началась с 1965 года и продолжается по настоящее время. Эта волна характеризуется изменением иммиграционного законодательства, что открыло широкий доступ иммигрантам из Латинской Америки и Азии.

Наиболее крупные этнические общины, оказавшие влияние на «белое» население США, (помимо англосаксов), которые последовательно прибывали на волнах иммиграции,  были немцы, ирландцы, итальянцы и евреи. Каждая из этих этнических групп сыграла свою роль в трансформации американских ценностей.

Наиболее многочисленная из указанных групп – немцы, согласно переписи населения 2013 года. Выходцы из Германии (в нескольких поколениях, разумеется) составили группу численностью около 46 млн. человек, что в процентом выражении равно примерно 15% населения страны. Таким образом, это – наиболее многочисленное национально-этническое меньшинство в США.

Немцы оказались наиболее близкой группой населения для англосаксов с точки зрения этнической и религиозной (имеются ввиду прежде всего лютеране)  составляющих . Теория англосаксонского расового превосходства уделяла немцам в своей иерархии второе место после англичан.

Разбивка по основным волнам иммиграции (как это указано выше), отражает наиболее крупные национальные группы, прибывавшие в определенные моменты времени. Это не означает, что в другие временные отрезки иммигранты из стран Европы и, в частности, немцы не прибывали в США. Немецкие иммигранты начали приезжать с первой трети XVII  века. На начальном этапе это были, в основном крестьяне и сельскохозяйственные рабочие. Они принесли с собой традиционное понятие фермерской семьи. Семьи фермеров были многочисленными, все  члены семьи работали на благо всех. К немцам в США относились со снисходительным одобрением, хвалили за бережливость, аккуратность, хозяйственность, умеренность, за склонность к земледелию и поселению на Западе (в западных районах).

Немцы довольно сильно повлияли на американскую кухню, принеся собой выпечку, много блюд из мяса, и, конечно, пиво. Такая еда как жареная колбаса, крендель с солью, штрудель, немецкий шоколадный пирог, хот-доги и квашеная капуста – типичные блюда   немецкой кухни, которые все еще подаются в  американских закусочных сегодня. Несколько из самых известных элементов американского празднования Рождества, от рождественской елки до  подарков от Санта Клауса и пасхального кролика, все это принесли с собой немцы.

Американская система образования была бы неузнаваема без идей, которые привнесли с собой немецкие иммигранты. Немецкая культура  в германских землях довольно продолжительное время развивала  стремление к образованию, и немцы принесли это стремление с собой в их новый дом. В 1855 г. немецкие иммигранты в Висконсине учредили первый детский сад в Америке, основанный на принципах детских садов Германии. Немцы ввели физкультуру и профессионально-техническое образование в государственные школы. Им принадлежит идея строительства  спортивных залов в школьных зданиях. Немецкие частные школы были основаны в различных частях страны. После того,  как американцы ознакомились с немецкими методами образования, немецкой литературой и немецкой наукой, или непосредственно учась в немецких школах, они с энтузиазмом поддержали образовательную реформу, основанную на немецкой модели. Немецкий язык был фактически одним из ведущих языков, преподававшихся в большинстве колледжей и университетов в 1900-х. Американские историки высшего образования указывали на то большое влияние, которое оказало немецкое высшее образование на становление университетской школы в США. В XIX веке тысячи американских профессоров, студентов, преподавателей обучались в немецких университетах. Их последующая деятельность в США послужила  во многом тому, что «немецкая» университетская модель получила широкое распространение в США.

По мере развития промышленности в США, все больше немецких иммигрантов являются рабочими, техническими специалистами и инженерами. Большое количество немецкого населения было занято в промышленности, на транспорте, торговле, главным образом, как наёмные рабочие. Очень высоко в США ценились немецкие инженеры, прошедшие германскую техническую школу.

Согласно данным переписи 1870 года, 27% немецких американцев были заняты в сельском хозяйстве, 23% в промышленности и 13% в финансах, сфере обслуживания и на  транспорте.

Немецкие иммигранты сыграли большую роль в развитии и становлении американской промышленности. Производство  одного из самых известных фортепьяно в мире -  Стейнвея было основано  немецким иммигрантом по имени Генрих Стейнвег (он стал Генри Стейнвеем). Крайслер был основан Уолтером П. Крислером, семья которого имела немецкое происхождение, а  Боейнг (Боинг) был основан Уильямом Э. Боейнгом, сыном немецкого иммигранта.  И это далеко не полный список.

Влияние на науку США со стороны немецких ученых трудно переоценить. Наиболее массовым был приезд ученых из Германии накануне и после Второй мировой войны.

Если до войны это были, в основном ученые еврейского происхождения, бежавшие от нацистов, то после Второй мировой войны это были ученые немецкого происхождения, работавшие на Третий рейх. Общеизвестно, что практически вся космическая отрасль США была основана и получила дальнейшее развитие благодаря группе немецких ученых под руководством Вернера фон Брауна – отца американской космонавтики. Для того, чтобы понять, насколько важным для развития промышленности и науки в США в послевоенное время было доставшееся американцам «наследие» Третьего рейха, можно привести то, что пишут сами американцы, в частности, о научных разработках, доставшихся им от немецкого концерна «ИГ Фарбенсиндустри»: «самые ценные секреты были получены нами от лабораторий большого немецкого химического концерна «ИГ Фарбениндустри», нигде и никогда не имелось такого ценного клада производственных секретов. Эти секреты относятся к производству жидкого и твердого топлива, к металлургической промышленности, к производству синтетического каучука, химикалиев, текстиля, искусственных тканей, медикаментов и красок. Американская красочная промышленность шагнула вперед, по меньшей мере, на 10 лет». Всего было экспроприировано 364 тысячи патентов и других документов. В рамках программы «Скрепка» в США из Германии было вывезено около 1500 ученых.

Таким образом, можно отметить большое влияние немецкой иммиграции на развитии ключевых сфер жизни в США. Немецкая иммиграция повлияла и на культурно-религиозные ценности этой страны, хотя, ввиду близости этнокультурных корней англосаксов и немцев, это влияние не было радикальным.

Сегодня немецкие американцы довольно успешны. Средний доход их семьи находится  на уровне 61,500$ в год, что на 18% выше национальной нормы. Среди них высшее образование имеют большее число лиц, чем американцы других этнических групп, и среди них наименьшее количество безработных. Около 97% из них говорят дома только на английском языке.

Второй по численности этнической группой, которая на настоящий момент относится к «белым» американцам являются ирландцы. Они следуют за выходцами из Германии и  их доля в «белом» населении на настоящий момент составляет в процентном отношении около 12% (от общего числа «белых»). Если немецкие иммигранты, согласно теории англосаксов, следуют непосредственно за ними в расово-этнической иерархии, у них общие англосаксонские корни,  есть много общего в религиозном плане, большинство немецких иммигрантов – лютеране (протестанты), то с ирландскими иммигрантами все обстояло значительно хуже с самого начала их появления в США. Вот что пишет в своей книге «Как ирландцы стали белыми»  Ноэль Игнатьев:

“Ирландцы, которые эмигрировали в Америку в восемнадцатом и девятнадцатом веках, бежали от кастового притеснения и системы крупного частного землевладения, которые делали материальные условия жизни ирландского крестьянина сопоставимыми с условиями американского раба. В первые годы после начала массовой ирландской иммиграции  ирландцы часто упоминались как “вывернутые наизнанку черномазые”; негров, в свою очередь, иногда называли “копчеными ирландцами”. В то время как белая кожа давала ирландцам  право на членство в белой расе, это не гарантировало их прием туда; они должны были это право заработать. Ирландцы  и афроамериканцы боролись друг с другом,  и вместе – с  полицией, сосуществовали вместе и иногда даже вступали в смешанные  браки,  развивая общую культуру низшего класса».

То есть  национальная и религиозная принадлежность ирландцев, их социальный статус, не позволяли им быть «полноценными белыми» в США в XVIII-XIX вв.

Чтобы стать «белыми», ирландцам пришлось бороться за свои права в течении более чем 200 лет. Многие ирландцы, жившие в Америке в то время, не были   гражданами из-за их статуса иммигрантов, и поэтому не имели права голосовать   или оказывать какое-либо иное влияние на политическую жизнь страны. Это положение вещей  начало меняться только  с введением иммиграционных квот.  И только с принятием закона «об Иммиграции 1924 года», как полагают многие исследователи,  ирландцы полностью стали белыми, теперь они имели права наравне с населением США англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания (Лейсон и Грин, 2014). Теперь ирландцы смогли конкурировать с их английскими коллегами в получении работы (работа во всех отраслях, равная оплата труда, занятие руководящих должностей)  и в политике (участие в выборных органах, правительстве).

Тем не мене до сих пор в некоторых кругах США существует вера, что ирландцы менее культурные, менее развиты интеллектуально, придерживаются  более реакционных политических  взглядов   и даже более фанатичны, чем некоторые другие этнические группы. Результаты многочисленных опросов показывают, однако, что католические ирландские американцы имеют большой процент получивших образование. Кроме того, они имеют большое представительство  в органах правопорядка, медицине, науке и других престижных профессиях,  они продолжают оставаться очень  социально мобильными. Многие из них занимают  высокие посты  в федеральном правительстве.

Ирландская музыка и песня, принесенные в Америку поколениями иммигрантов, играли оригинальную роль в развитии народной музыки «белой»  Америки и, в частности,  музыки кантри. Сегодня ирландская музыка чрезвычайно популярна не только среди ирландских американцев, но и среди многих американцев в целом.

Многие ирландские американцы  продолжают готовить  блюда, которые являются частью традиционной  ирландской кухни, эти блюда  часто подаются  в ирландских ресторанах и пабах по всей  Америке. Это такие блюда как тушеное мясо по-ирландски,  копченый ирландский лосось, импортированный из Ирландии. На стол в Хэллоуин  подается ирландское блюдо – смесь капусты или капусты и пюре с  монетой, помещенной внутри (на удачу), и barmbrack, пресный пирог, сделанный с изюмом, кишмишем и смородиной. Ирландский кофе, сделанный из виски и кофе, является действительно ирландским американским изобретением и не очень популярен в самой  Ирландии.

В области семейных ценностей у ирландцев многие ценности консервативны и  традиционны, так, например, традиционная ирландская американская мать должна была находиться дома, заботиться о домашнем хозяйстве. Роль женщины в  семейной жизни была велика,  и мать обычно играла ведущую  роль в воспитании детей. Со временем положение стало меняться и сейчас много ирландских женщин работает наравне с мужчинами.

Ирландские американские семьи традиционно были многочисленными. Сегодня много ирландских семей  все еще имеют  более 3-х   детей. Это можно  частично отнести к длительной приверженности многих ирландцев к  учению католической церкви, запрещавшей  контрацепцию.

В области образования, ирландцы  более, чем какая-либо другая белая этническая группа, стремятся  поступить в институт и также более, чем большинство других этнических групп, ирландские  выпускники стремятся получить  ученые и профессиональные степени. В то время как немало ирландцев проходит обучение  в государственных школах, колледжах и университетах, многие из них поступают  в католические учебные заведения.

Подавляющее большинство ирландских иммигрантов продолжает оставаться верующими католиками, для них католицизм остается частью их  ирландского наследия, являясь  также гарантией  против давления протестантского англосаксонского истеблишмента. Эта приверженность католической церкви  большой группы ирландских иммигрантов   помогла римскому католицизму превратиться в один из самых влиятельных институтов Америки. Тем не менее, традиционное ирландское повиновение духовной власти больше не  является безусловным, с учетом позиции  Рима  по ряду важных проблем. Много ирландских католиков теперь склонны подвергнуть сомнению доктрины и не согласиться с позицией официальной церкви по таким вопросам,  как аборт, контрацепция, развод, священническое безбрачие и отношение к однополым бракам.

В области общественной и политической жизни США ирландцы приняли самое активное участие. Они традиционно являлись поборниками  расового равенства, программ социального обеспечения, выступали за охрану окружающей среды и контроль над оружием. Ирландские американцы были и все еще остаются основными  сторонниками Демократической партии.

Ирландцы внесли значительный вклад в  рабочее и профсоюзное движение в Америке.  Майкл Джозеф Куилл (1905-1966) основал Союз Работников транспорта Америки в 1934 г. и был ее первым президентом. В 1937 г. Джо Керрэн стал первым президентом Национального Морского Союза. Джордж Мини (1894-1979 гг.), внук ирландского иммигранта, был президентом объединенной американской Федерации Труда и Конгресса Промышленных Организаций (Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов) с 1955 до 1979 гг.

Таким образом, можно отметить, что ирландское сообщество находилось в состоянии постоянной борьбы за свои права, отстаивая  свою этническую, культурную и религиозную  идентичности с самого начала иммиграции в США. Хотя юридически и экономически положение ирландцев в настоящее время изменилось, тем не менее, определенные культурные стереотипы, принижающие статус ирландцев сохранились. Это проявляется в быту в виде шуток  и анекдотов, в масс-медиа и интернете  в виде карикатур, историй про «забавных» ирландцев, создания  определенных «типично ирландских» персонажей в сериалах.

Четвертой этнической группой по размеру, среди так называемых «белых» американцев, являются иммигранты – выходцы из Италии. Они следуют за немцами, ирландцами и англичанами (включая шотландцев) и в процентном отношении насчитывают около 5,9% от «белого» населения США (Википедия приводит цифру 5.5%).

Массовая иммиграция из Италии начинается в конце XIX начале XX века.  В основном она (иммиграция) была представлена  выходцами из феодально-земледельческих районов южной Италии. Это были крестьяне, сельскохозяйственные рабочие, не имеющие профессиональной квалификации для работы в производственном секторе, не знающие английский, исповедующие католицизм.

    Category БЛОГ     Tags

1 комментарий к записи “Демонтаж «белой» Америки? Пост второй.”

  • Антон 4 Ноябрь 2016 - 13:28

    с ирландцами вообще англичане не церемонились, даже продавали в рабство и там насильно скрещивали женщин с неграми
    http://glubinnaya.ru/archives/5257

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы