Май
27

Десять лет спустя или морпех Пол Ван Рипер. Завершение

Ниже я сгруппировала основные подходы Ван Рипера, почерпнутые из книги «Живая организация» и его интервью интернет-СМИ. Для простоты и удобства я их свела в Пять уроков Ван Рипера.

Урок исчерпания традиционной стратегии.

«Когда в Академии мне преподавали предмет «Военная стратегия», то я вынес такую главную мысль. Большинство стратегов прошлого и настоящего были озабочены тем, чтобы превзойти противника, сосредоточив большие ресурсы на решающем участке или направлении. Иными словами, они исходили из того, что коль скоро две стороны пользуются примерно равным вооружением, используют схожую логику действий, то успех в решающей степени будет зависеть от того, что у одного будет больше ресурсов в нужное время в нужном месте, чем у другого. Нельзя сказать, что такой подход не оправдывал себя. Конечно, всегда значительную роль играло и искусство полководца, его мастерство. Но здесь, как показывает история военного дела, даже гениальные полководцы, действовавшие в условиях ограниченных ресурсов в рамках традиционной стратегии, в конечном счете, проигрывали тем, у кого этих ресурсов было больше. Самый яркий пример – Наполеон.

Не так давно стало понятным, что успех в войнах последнего времени приходил к тем, кто применял нелинейную стратегию или другими словами, отказывался действовать в той же логике, что и противник. Если вы сядете играть в шахматы с гроссмейстером, вы ему обязательно проиграете. Счастье в том, что и война, и бизнес – это не только не шахматы, а скорее антишахматы. В них много факторов неопределенности. Вот как раз работа с факторами неопределенности и составляет сердцевину нелинейной стратегии».

Урок ограничений эффективного управления.

«Мы привыкли управлять всем и вся. Между тем, управление боем – это оксюморон (сочетание противоположных по значению слов, соединение несоединимого – Е.Л.). У боя есть собственная динамика. Она не линейна и поэтому бой разворачивается по своим правилам. Невозможно заранее с точностью предугадать результат. Некоторые думают, что микропроцессоры, чипы или компьютеры на всех уровнях способны управлять войной или бизнесом в турбулентной обстановке. Но это абсолютно не так. Импульс идет снизу вверх, а не сверху вниз. Участники боя имеют некоторое представление о том, что происходит непосредственно рядом с ними и о то, что происходит в более крупном масштабе. И они могут самоорганизоваться, чтобы выполнить поставленные задачи. Поэтому избавь вас бог создавать чисто командные или чисто самоорганизующиеся системы. И первые, и вторые потерпят крах».

Урок адаптации.

«Когда я учился в школе, у меня постоянно были проблемы с моим преподавателем биологии. Он мне никак не мог объяснить, как из пресмыкающихся получаются млекопитающие и тому подобные вещи. Чтобы доказать учителю, что Дарвин был не прав, я штудировал учебники и литературу по нелюбимому предмету. В итоге, я для себя решил, что эволюция есть, но к Дарвину она отношения не имеет. Но также я понял одну простую вещь, которая очень пригодилась мне в армии. Альфа и омега успеха в любом деле – это быстрота и эффективность адаптации к постоянно меняющейся внешней ситуации. При этом, не только и не столько личная адаптация, сколько групповая, или как говорят биологи – популяционная. Выживают или достигают успеха те группы или популяции, которые наиболее быстро и успешно адаптируются к внешней среде. Поэтому, как только я стал командиром, первым делом я стал стараться повысить адаптационный потенциал моих подразделений. Судя по моему званию, споры с учителем биологии оказались не лишними».

Урок поощрения разнообразия.

«В армии принято поощрять единообразие и строго наказывать тех, кто выделяется из общей массы. Уже достаточно давно этот армейский подход перешел в бизнес, особенно в крупные корпорации. Первоначально этот подход диктовался требованиями иерархических структур управления. Последние 20 лет картина изменилась. Стремление к унификации и подавление разнообразия в значительной мере стало результатом повсеместного внедрения в армии, политике, бизнесе компьютерных технологий. Их идеал – это автоматизированная система. Если не заниматься наведением глянца, то фактически это означает превращение человека в автомат. В системе, сформированной вокруг компьютерной программы, человек является источником ненужной неопределенности. Соответственно, способ борьбы с неопределенностью – это унификация и подавление разнообразия. К чему это уже привело и приведет в будущем, вы можете узнать с экранов телевидения и, кстати, из своих ноутбуков.

Однажды, когда я был молодым морпехом, я услышал, как старший сержант артиллерии говорил о том, что морская пехота – это «сборище типов», множество необычных людей, которых объединяет только служба в пехоте. Я считаю такое разнообразие исключительно важным. Более того, именно оно позволяет морской пехоте эффективно действовать в экстремальных ситуациях, реализовывать самые сложные задачи.

От себя отмечу, что вот уже третий год Корпус морской пехоты оплачивает обучение в университетах своих офицеров по таким специальностям, как социальная психология, история искусств, история зарубежных стран, классическая и современная философия. При наборе в морскую пехоту мы отдаем предпочтение тем ребятам, у которых за спинами есть колледж, и которые в силу тех или иных жизненных причин не имеют возможности сразу получить университетское образование. Расчет здесь простой – у этих ребят есть интерес к различным сторонам жизни, к различным областям знаний. У них есть творческий подход. Ну а уж остальному, поверьте, мы научим. А если надо, то в интересах новобранца – и заставим.

С прошлого года по моей инициативе Корпус финансирует программу «Тайм аут». В ее рамках наиболее перспективных офицеров отправляют на полугодовую стажировку в компании в самых различных областях бизнеса, включая, кстати, трейдерские компании на Нью-Йоркской бирже. Отправляют их туда не на тренинг, а для того, чтобы они реально полгода работали и научились там чему-то такому, что делает эти компании лидерами в своих областях и сегментах рынка. Потом, когда они возвращаются в Корпус, они стараются применить новые знания на практике».

Урок понимания противника.

«Общим местом является важность разведки. Как правило, она нацелена на то, чтобы выяснить, какое вооружение есть у противника, какие у него ресурсы, где дислоцированы подразделения и т.п. Одним словом, разведка, как правило, стремится выяснить объективные характеристики противника. Все это конечно очень и очень важно, но совершенно не достаточно. Более того, возможно в современном мире все это является даже не главным.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему американский военно-морской флот в годы Второй мировой войны имел огромные потери от действий японской авиации и маломерных судов. Ведь технические характеристики японских «Зеро» были хорошо известны.  Американское командование благодаря искусству криптографов практически в режиме реального времени знало о большинстве передвижений японского флота. Так в чем же дело? Я в свое время имел счастье встретиться с заместителем начальника военно-морской разведки Тихоокеанского флота в период Второй мировой войны. Он мне рассказал очень интересную вещь. Когда война только началась, он пригласил к себе в штат нескольких лучших специалистов по культуре и истории Японии. Сразу же за Перл Харбором они пришли к выводу, что следует ожидать массовых атак воздушных и морских камикадзе. Об этом было доложено командованию и их там засмеяли. Им ответили, что конечно несколько человек, способных на самопожертвование найти можно, но строить на основе этого войсковые операции – чистое безумие. Как получилось на практике, вы знаете. Вся проблема состояла в том, что высшее командование считало, что весь мир должен мыслить как американцы.

Когда говорят о больших неожиданностях, как правило, это неожиданности для тех, кто их посчитал таковыми. У каждого человека есть своя картина мира. Конечно, она зависит от воспитания, образования, жизненного опыта. Но еще сильнее она зависит от культурных и религиозных традиций. Каждый человек является носителем определенных культурных традиций. Они в значительной степени устанавливают возможности и ограничения в его действиях. Так вот, важнейшей задачей является знание этих традиций и понимание, что логика действий вашего противника может быть совершенно иной, чем ваша собственная».

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы