Ноя
28

Добро пожаловать в Trumpland. Разъединенные штаты Америки.

В последние дни из США стали приходить забавные, иного слова не подберешь, вести, связанные с итогами выборов. Сначала лидер партии зеленых, к которой затем присоединился избирательный штаб Клинтон, объявила о пересчете голосов в Висконсине и  грядущей подаче заявок на аналогичный пересчет в Мичигане и Пенсильвании. Именно эти три штата решили исход президентской кампании 2016. В этих штатах преимущество Д.Трампа суммарно составило чуть более 100 тыс.человек. Уже после этого Трамп написал в Твиттере, что в общенародном голосовании победила не Клинтон перевесом в 2 млн.человек, а он. Обосновал Трамп это тем, что в Калифорнии, Виржинии и Нью-Гемпшире голосовали избиратели, не имеющие права голоса, из числа нелегальных мигрантов.

Характерно, что Б.Обама и Х.Клинтон не подвергают сомнению результаты выборов и отрицают какие-либо манипуляции на них. Суета вокруг итогов выборов связана не с тем, что пересчет может дать какие-либо другие результаты и отнять у Трампа Белый дом, а с совершенно иным обстоятельством. Несмотря на продолжающиеся уже месяц уверения российских аналитиков прямо противоположных взглядов о том, что победа Трампа свидетельствует о конце глобализации, либерализма и новой экономики, дела обстоят намного сложнее.

Дональд Трамп – это первый за долгие десятилетия президент меньшинства во всех смыслах, пожалуй, за исключением сексуальной ориентации. Он стал президентом благодаря особенностям американского избирательного законодательства. Соответственно серьезнейшие элитные группы, стоящие за ним крайне заинтересованы изменить не столько глобальные элитные настроения и общественное мнение, до которых им мало дела, сколько внутриамериканские оценки: насколько нынешний президент отражает устремления и идеалы всей Америки, или хотя бы ее большинства.

Посмотрим, почему нынешние президентские выборы позволяют говорить о разъединенных штатах Америки и неизбежной холодной гражданской войне в стране, которую американские элиты будут стараться экспортировать из страны вовне, в окружающий мир.

Ранее, опираясь на эмпирические данные, было показано, что на нынешних выборах проявилось противостояние так называемых «миллениумов» – молодых людей от 18 до 35 лет, и лиц старших возрастов. Итоги голосования отразили  раскол между  толерантной многорасовой Америкой и белым американским рабочим классом и т.п.

Еще более явная разделительная линия прошла по образовательному уровню. Если взять все 981 избирательных округа и выделить из них 50 наиболее образованных, то можно обнаружить, что в 48 из них победила Х.Клинтон. Два округа, в которых она проиграла, это  округа в штатах Нью-Йорк и Мэриленд, где расположены резиденции наиболее богатых финансистов страны. Кстати, в округе Манхэттен, где живут не сколько финансисты, сколько владельцы многомиллионных активов со всего мира, со счетом 9:1 выиграла Клинтон. Еще более удивительно, что превосходство Клинтон над Трампом в наиболее образованных округах было больше, чем перевес Обамы над Ромни. Обама у Ромни выиграл в среднем 18% голосов, а Клинтон – 25%.

Результаты по 50 округам, где живут наименее образованные американцы – не менее поразительны.  Трамп выиграл в 47 из 50. Причем в двух из них республиканских кандидат победил демократа впервые за 50 лет. В малообразованных округах Трамп победил  Клинтон с перевесом в 30% голосов, тогда как Ромни Обаму – с превосходством в 20%.

В этом контексте вполне понятно высказывание Д.Трампа, что он любит необразованных. Уровень образования, как маркер избирательного поведения, важен не сам по себе, а как причина для трех важнейших характеристик избирателей. Согласно эмпирическим данным, более образованные американцы гораздо более толерантны и не склонны к проявлению расовой и иной нетерпимости. Образование не только открывает дорогу к более оплачиваемым рабочим местам, но и позволяет людям успешно приспосабливаться к стремительному темпу технологического прогресса и изменениям в жизни.

В этом плане итоги выборов в штатах ржавого пояса, которые и принесли Трампу победу, отразили протест американского белого рабочего класса и сельской Америки против научно-технической революции, глобализации, стремительных изменений в повседневной жизни и культурной гегемонии образованных американцев, пренебрегающих традиционными ценностями религиозной малообразованной белой Америки.

Совершенно различные результаты на выборах показало население крупных городов и избиратели одноэтажной Америки, включая небольшие города – менее 50 тыс.населения, поселки и сельские поселения.

Согласно уточненным данным, Х.Клинтон с подавляющим перевесом даже больше чем у Обамы над Ромни, победила Трампа во всех (за одним исключением)  городах с населением более миллиона человек и их богатых пригородах. Она же одержала верх над Трампом с перевесом большим, чем четыре года назад у Обамы над Ромни, в 90% городов с населением от 1 000 000 до 100 000 человек. Эти города в совокупности дают 68 графств. В то же время Трамп одержал нокаутирующую победу в небогатых пригородах, городах среднего и малого размеров, в поселках и сельской местности.

Поскольку в Соединенных Штатах доходы населения графств прямо связаны с уровнем экономической активности, весьма любопытно, как проголосовали наиболее богатые города и графства. Согласно докладу Брукингского института городской политики, в котором обобщены эмпирические результаты выборов 2016, обнаружилась следующая картина. Из 100 графств с наибольшим уровнем ВВП Трамп победил в 19. Очень любопытно, в каких богатых графствах победил Трамп и что там является источником доходов. Он победил в двух богатых графствах штатов Нью-Йорк и Мэриленд, где высок уровень финансовой активности инвестиционного бизнеса, в трех таких же графствах в Лонг-Айленде, в богатых графствах бедных штатов Северная Дакота и Монтана. На территории этих графств расположена  крупнейшая в Северной Америке зона добычи сланцевой нефти – формация Баккен. Также за Трампа проголосовали богатые графства штата Техас, где расположено второе по величине месторождение сланцевой нефти – Игл Форт. Также Трамп победил в нескольких богатых графствах города Феникс штата Аризона и города Форт Уэрт штата Индиана. Во всех остальных богатых графствах убедительную победу одержала Х.Клинтон.

Всего по итогам выборов 2016, графства, где победила Клинтон, генерируют 64% ВВП страны. Соответственно графства, где победу одержал Трамп, производят всего 34% внутреннего валового продукта.

Наиболее любопытная диаграмма приведена ниже.

Агентство Bloomberg, ежегодно составляющее карту наиболее инновационных и высокотехнологичных штатов и графств, к высшей категории инновационности относят  локации, набирающие от 70 до 93 условных баллов. В высшую лигу инновационности попали 12 штатов и 342 графства.  Если наложить карту инновационной Америки на избирательную карту 2016, то выяснится, что Клинтон победила в 11 из 12 наиболее инновационных штатов и в 332 наиболее высокотехнологичных графствах. Исключительным штатом стал Мичиган, где высокотехнологичные графства, проголосовавшие за Клинтон, не смогли принести ей победу благодаря голосованию за Трампа населения рабочих пригородов, маленьких городов и сельской мичиганщины.

Таким образом, сегодня не только виртуально, но и вполне географически существуют две не просто различные, а конфликтующие между собой и расходящиеся все дальше друг от друга Америки. Одна Америка имеет молодое, высокообразованное, мультикультурное и полирасовое население, занятое преимущественно в высокотехнологических отраслях, и живущее в городах-миллионниках и их агломерациях. На нее приходится почти две трети ВВП.

Вторую Америку населяют люди среднего и старшего возрастов, имеющие невысокий образовательный уровень, в основном, но далеко не исключительно, белый цвет кожи, в массе, но не в среднем, низкие доходы, занятые в индустрии, в низкотехнологичных производствах и сельском хозяйстве. Эта Америка генерирует примерно треть ВВП.

По итогам избирательной кампании 2016 г. белая индустриально-сельскохозяйственная Америка победила полирасовую высокотехнологичную. Однако справедливо ли будет сказать, что индустриальные элиты победили, как их называют в Америке, гикономиксов или высокотехнологичные элиты. Ответ на этот вопрос заключен в старой детской считалке: А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?

В следующем посте постараемся обнаружить это самое «И», а заодно выяснить, кто использовал белую традиционалистскую Америку в собственных целях и каковы они.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы