Янв
23

Криптоаналитика блокчейна. Часть третья. Экономика токенов.

Токен – в переводе с английского означает ключ. Постараемся выяснить, ключи к чему стоят сейчас полмиллиарда долларов. Для сравнения,  капитализация всех акций в мире, по данным Goldman Sachs, составляет более 700 трлн. долларов и стремится к квадриллиону. С одной стороны, примерно 0,5-1% от мирового рынка акций – это совсем немного. С другой – если учитывать, что мировому рынку акций более века, а рынку токенов идет третий год, то соотношение поражает не малостью, а величиной.

При этом, никто пока не дал точное определение, чем является рынок токенов и как он структурирован. Наиболее используемой среди инвесторов классификацией токенов является классификация Ника Томани – одной из наиболее заметных персон в криптосообществе. Он разделяет токены на три основных класса, а также их комбинацию. Первый класс – это токены работы. Они дают право участвовать в работе децентрализованных организаций, являясь своеобразными ключами доступа. Второй тип токенов – это токены использования. Они дают возможность использовать те или иные  протоколы. Наконец, третий тип токенов – токены традиционных активов. Они нужны тогда, когда обеспечиваются какими-то реальными благами, например, золотом, или как предложила одна российская команда – говядиной.

Мне не очень нравится эта, широко используемая классификация своей аморфностью. Если хочешь разобраться в сути, надо танцевать от печки. Это мы и сделаем.

Во всех случаях токен является ключом к определенному протоколу. Блокчейн, как раз и представляет собой протокол взаимодействия в условиях неполного доверия. Неполное доверие – это ключевой момент. В традиционном иерархическом интернете функцию обеспечения доверия вместе с собственностью на цифровые данные об участниках транзакций и многое другое берет на себя платформа. Например, Google или Facebook.

Блокчейн – это протокол транзакций между двумя участниками. Это – способ передачи друг другу активов надежно, публично, необратимо, если надо – трансгранично, без необходимости обращения к иерархии. Здесь нет централизованного контролера. Проблема обеспечения прозрачности и достоверности решается посредством типа протокола, способа подтверждения транзакции и ее содержание, программного выполнения условий, при которых становится возможна транзакция и т.п. Именно отсюда вытекает шифрование, различные типы цепочек блоков сигналов, посредством которых передаются транзакции, способы подтверждения транзакций, смартконтракты, которые представляют собой программно исполняемые условия транзакций и все остальное. Между блокчейнетом и интернетом есть принципиальная разница в роли протокола.

В привычном нам интернете главное его звено, а именно протоколы передачи данных, по сути, бесплатны. Поэтому их называют «тонкими» протоколами. Все доходы приходятся на платформы и приложения, надстраиваемые над протоколами. Строго говоря, создатели интернет-протоколов, в отличие от интернет-провайдеров, вообще ничего не получают. Все доходы идут платформам и приложениям, которые надстроены над протоколами, существуют благодаря им. Это – поисковики, социальные сети, интернет-магазины и т.п.

В блокчейнете ситуация обратная. Его основа – так называемые «жирные» или «толстые» протоколы. Именно на этом уровне не только устанавливается вид цепочки, но и производятся доказательства транзакций, обеспечивается заинтересованность майнеров (или шахтеров) в поддержании сети, находятся средства разработки приложений, содержатся блоки, делающие возможным построение приложений на «толстых» протоколах.

К толстым протоколам, или в моей классификации protokol token, относятся такие токены, как выводок биткойнов, два эфириума, Stellar, NEO и т.п.

Второй тип токенов – это токены приложений. Они строятся на базе «толстых» протоколов и включают в себя программы, реализующие ту или иную функцию. Функции могут быть различными, например, децентрализованное хранение файлов, коллективные вычисления, децентрализованный рекрутинг или универсальное API, позволяющее соединять на одной платформе различные приложения. Все они называются app token.

Наконец, существует третий тип токенов. Это – токен связи или network token. Это – наиболее распространенный тип токенов. Как правило, он реализуется в проектах, где строго говоря, децентрализация совершенно не обязательна.  Токены используются в основном для сбора денег и представляют собой своего рода свидетельство участия в том или ином проекте. Палитра такого рода токенов связи самая невероятная – от привязки токенов к реальным активам, типа золота, участков земли, кубометрам леса и т.п. до токенов как доли участия в онлайн казино или индустрии интимных услуг.

О правовых основаниях токен-экономики речь пойдет в четвертой части. Пока же отмечу следующее. Из почти 1500 токенов лишь примерно 100 имеют дневной оборот свыше 1 млн.долларов. Большая часть из них – это protokol токены и токены приложений.

Эксперты по-разному оценивают долю откровенно мошеннических проектов. К ним относят проекты, создатели которых изначально видели задачу в сборе денег, а не в реализации протокола, приложения или приносящего коммерческие результаты бизнеса. Некоторые эксперты полагают, что таковых блокчейн-проектов сегодня на рынке до 60%. Я придерживаюсь иной точки зрения.

На мой взгляд, наиболее распространенный тип команд, реализующих блокчейн-проекты правильно назвать игроками-ликвидаторами (чужих денег). Проекты они организуют не для того, чтобы обмануть инвесторов. Такого рода команды искренне надеются создать конечный продукт, нужный пользователям. Немалая часть таких команд успешно провела ICO и создала токены, которые сегодня торгуются на различных биржах. Однако, по профессиональным знаниям и навыкам, уровню квалификации, подбору кадров, терпению и воле подобного рода команды не способны довести проект до конца и с высокой степенью вероятности, столкнувшись с серьезными трудностями, бросят его, и возможно начнут следующий. Поскольку средний возраст блокчейн-команд в настоящее время, если исключить советников, составляет немногим менее 25 лет, то не без оснований можно отнести значительную часть криптоэнтузиастов к поколению игроков. Они привыкли, что любую игру можно либо закончить, либо перезагрузить и начать сначала. На блокчейн-проект они смотрят как на своеобразную игру, где в лучшем случае они завтра станут Питерами Тилями, а в худшем потеряют немного времени и при этом хорошо потусуются по странам и континентам. Вот эта категория, несомненно, и составляет немалую часть участников блокчейн-движения.

Наконец, третий тип команд – это профи. В таких командах присутствуют зрелые учредители, имеющие за плечами внятный бэкграунд. Они, как правило, привлекают советников, обладающих высокими компетенциями и безупречной репутацией. Такие команды хорошо сбалансированы по возрастным и гендерным параметрам, как правило, интернациональны, и основная часть разработчиков и программистов имеет за плечами либо работу в серьезных компаниях, либо опыт реализации блокчейн-проектов. Вообще, команда и комьюнити, т.е. сообщество, которое группируется вокруг проекта, и являются, в том числе резервуаром разработчиков и программистов – это наряду с исходной концепцией едва ли не главное в проекте.

Несколько слов об инвесторах в токен-активы. Они радикально отличаются от инвесторов на других рынках. Отличия столь велики, что заставляют весьма скептически оценивать требования регуляторов, типа SEC, относительно приложимости к токенам правил эмиссии ценных бумаг. В основе этих правил лежит стремление не допустить на высокорисковые рынки неквалифицированных инвесторов, располагающих малыми суммами денег и имеющих невысокий образовательный уровень.

На сегодняшний день портрет инвестора в токены более-менее вырисовался.  Средний возраст – 27 лет. Невысокие зарплатные и высокие инвестиционные доходы. 90% инвесторов составляют мужчины, 10% – женщины. Практически все инвесторы обладают высоким уровнем компетенций в программировании, отчасти в математике, хорошо умеют ориентироваться в информационных потоках и отличаются высоким уровнем коммуникабельности. Это позволяет создавать инвестиционные клубы и пулы. В отличие от инвесторов на глобальном и американском рынках ценных бумаг, где не менее 50% неинституциональных, частных инвестиций осуществляются на кредитные деньги, в токены люди вкладывают только личные свободные ресурсы. Наконец, токен-инвесторы не чураются риска, а наоборот стремятся к нему. Они полагают, что вполне могут себе позволить потерять несколько сот, либо несколько тысяч долларов ради шанса превратить их в десятки и сотни тысяч долларов, а кому особо повезет – и в миллионы. Инвестор в токены вообще ничего не имеет общего с инвестором в акции. Это – люди другого мира и попытка втиснуть их в прокрустово ложе законов 40-ых годов, как это пытаются сделать регуляторы, заранее обречена на   неудачу.

В следующий раз мы рассмотрим самый экзотический феномен нового века – ICO, без которого невозможно понять блокчейн-экономику, и разобраться, во что же все0таки осуществляются инвестиции в токен-экономике. Это необходимо, чтобы выяснить, кто стоит за всем этим проектом.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы