Окт
2

Навстречу выборам! Часть III.

В предыдущем посте речь шла об избирательной кампании и программе Дональда Трампа. Сегодня на очереди – Хиллари Клинтон. Однако начать надо с описания событий  истекшей недели президентской гонки. Наиболее популярные электронные СМИ не только в России, но и по всему миру все больше превращаются из средств информирования в инструмент пропаганды. Соответственно анализ процессов подменяется мемами, упакованными в клипы.

Судя по СМИ, главным событием недели стали первые дебаты между Х.Клинтон и Д.Трампом по общенациональному телевидению. Одна часть СМИ, опираясь на опрос CNN,  информировала о сокрушительной победе Х.Клинтон, другие, в том числе немалая часть российских – пытались убедить, что дебаты закончились как минимум вничью, а то и победой Д.Трампа. Для обоснования они использовали данные других опросов.  Между тем, любые опросы, проводимые американскими телеканалами, не имеют никакого отношения к реальности. Это так называемые открытые опросы, где мнения собираются достаточно случайным образом.

Достоверность опросов зависит от качества выборки. Оно зависит от того, насколько точно отобрана  относительно небольшая совокупность, обычно измеряемая несколькими десятками тысяч человек, отражающая мнение всех избирателей. В Соединенных Штатах наиболее качественными выборками обладает знаменитый Институт Гэллапа. В течение более чем 50 лет он занимается анализом общественного мнения. Согласно данным Института Гэллапа, в ходе первых дебатов победу Х.Клинтон отдал 61% избирателей, против 27% – Д.Трампу.

Несмотря на сокрушительность победы Х.Клинтон, сама по себе она не может предопределить итоги президентской гонки. Чтобы понять причину этого, достаточно обратиться к таблице, характеризующей итоги дебатов в ходе президентских кампаний 1960-2016 гг.

Presidential Candidate Perceived as Performing Best in Debate

Among U.S. adults who watched or listened to each debate; shown is percentage-point lead over next-highest-rated opposing candidate

First debate Second debate Third debate
2016 H. Clinton (+34)
2012 Romney (+52) Obama (+13) Obama (+23)
2008 Obama (+12) Obama (+33) Obama (+26)
2004 Kerry (+32) Kerry (+15) Kerry (+14)
2000 Gore^ (+7) G.W. Bush^ (+13) Gore^ (+2)
1996 B. Clinton (+35) B. Clinton^ (+30)
1992 Perot^ (+17) B. Clinton (+42) Perot^ (+9)
1988 Dukakis (+9)
1984 Mondale^ (+19) Reagan^ (+3)
1976 Ford (+7)
1960 Kennedy (+21)
^ Based on debate reaction poll conducted the same night with respondents interviewed in advance who planned to watch the debate and agreed to be called back

Сама по себе победа на первых дебатах ничего не предопределяет. Однако ситуация в гонке изменилась на прошлой неделе значительно. Впервые, более чем за месяц, шансы Х.Клинтон на президентский пост не снизились, а заметно возросли. Согласно обработке массива опросов общественного мнения с использованием методов вычислительного интеллекта, по состоянию на 2 октября шансы Х.Клинтон и Д.Трампа на президентский пост соотносятся как 2 к 1.

На сегодняшний день по прогнозным оценкам Х.Клинтон располагает 300 выборщиками, а Д.Трамп – 238, при необходимых 270. На истекшей неделе, согласно опросам, Х.Клинтон удалось вернуть себе два ключевых штата – Флориду и Небраску, а также вплотную приблизиться к Д.Трампу в Огайо и Северной Каролине.

Перемены связаны не с успехами Х.Клинтон на дебатах и не с какими-то поразительными ее достижениями в ходе президентской кампании. По-прежнему Хилари Клинтон и Дональд Трамп являются двумя самыми непопулярными кандидатами в Президенты в современной американской истории.

Впервые с окончания Второй мировой войны доля американских избирателей, не симпатизирующих обоим кандидатам в  Президенты, превышает долю избирателей, которым они нравятся.

NET FAVORABILITY RATINGS IN LATE SEPT.
YEAR WINNER DEMOCRAT REPUBLICAN DIFFERENCE
1980 Ronald Reagan -10.5 +6.0 R_+16.5
1984 Ronald Reagan -9.0 +14.0 R_+23.0
1988 George H. W. Bush +11.8 +17.4 R__+5.6
1992 Bill Clinton +11.4 -9.0 D_+20.4
1996 Bill Clinton +18.7 +3.1 D_+15.6
2000 George W. Bush +23.2 +24.4 R__+1.2
2004 George W. Bush -0.4 +10.6 R_+11.0
2008 Barack Obama +17.0 +12.4 D__+4.6
2012 Barack Obama +6.5 -5.4 D_+11.9
2016 -13.8 -23.6 D__+9.8
The candidate with better favorables tends to win

Average of polls in final two weeks of September before the election

SOURCE: HUFFINGTON POST/POLLSTER.COM, REALCLEARPOLITICS AND ROPER ARCHIVE

При том, что оба кандидата не вызывают симпатий у американских избирателей, отторжение кандидатуры Х.Клинтон носит более-менее стабильный характер. А вот неприятие кандидатуры Д.Трампа в последние 10 дней резко увеличилось. Оно начало нарастать еще до дебатов.

Разгадка связана с событием, которое не привлекло внимания российских СМИ вообще. Практически сразу же после памятного обморока Х.Клинтон и распространившихся слухов о тяжелой болезни демократического кандидата, руководство партии собралось на неформальную встречу. Буквально в те же дни состоялся ряд совещаний стратегов предвыборной кампании и ключевых лиц в Демократической партии с руководителями крупнейших американских СМИ и людьми, определяющими политику интернет-гигантов, типа Google, Facebook и т.п.

По итогам были приняты ключевые решения. Был сделан вывод о необходимости консолидации  различных сил, включая противников Х.Клинтон внутри Демократической партии, а также иных течений в истеблишменте и американском обществе, под лозунгом «Никогда Трамп».

Было решено, учитывая настроения американцев, не делать далее акцент собственно на личности Х.Клинтон. Она остается в глазах избирателей едва ли не самым коррумпированным и лживым кандидатом за длительный период. Были прекращены попытки обеления Х.Клинтон, по сути, торговавшей политическим влиянием, в бытность госсекретарем, в обмен на  пожертвования в Фонд Клинтонов, составляющий сейчас около 2 млрд. долларов. Также было рекомендовано Х.Клинтон признать вопиющую небрежность в обращении с секретными данными и вину в гибели американцев во время событий в Ливии.

В течение последних 10 дней главным лозунгом кампании стал не «Хиллари – в Президенты», а «Хиллари Клинтон – последняя преграда для Д.Трампа перед Белым Домом».

С этого момента мобилизация избирателей стала вестись под девизом «Не важно, насколько хороша или плоха Х.Клинтон, главное – не допустить политического авантюриста и безответственного человека Д.Трампа в Белый Дом». В избирательную кампанию активно включились Мишель Обама и Берни Сандерс. Первоочередной задачей стало восстановление разрушенной в ходе конкуренции Х.Клинтон и Б.Сандерса, так называемой коалиции Б.Обамы. Это коалиция, обеспечившая два президентства Барака Обамы, включает в себя молодежь, белых, имеющих университетское образование, афроамериканцев, латинос, особенно мексиканского происхождения, и в целом население штатов, ориентированных на так называемую «новую» экономику.

Принятые решения начали приносить плоды практически немедленно. Согласно американской традиции, действующий Президент может оказывать поддержку кандидату от своей партии, но не более того. Непосредственно в кампании Президент участвовать не имеет права. Однако, даже косвенная поддержка Б.Обамы, которую он особенно активно стал высказывать в последние дни, имеет большое значение для Х.Клинтон.

Дело в том, что за последние 50 лет Б.Обама по уровню одобрения деятельности избирателями среди президентов, избиравшихся два полных или неполных срока, имеет с 55% второй показатель после Б.Клинтона – с 60%. Даже Р.Рейган имел в сентябре 1988 г. – 54%. Что же касается Мишель Обамы, то она с рейтингом в 69% одобрения, держит первенство среди всех первых леди с момента начала опросов в 1946 г.

Таким образом, новый этап избирательной кампании Х.Клинтон строится в рамках стратегии «Х.Клинтон – продолжательница политики Б.Клинтона и Б.Обамы», Не меньшее значение имеет и поддержка Берни Сандерса, который вот уже неделю проводит встречи и митинги в университетских кампусах и городах с большой долей молодежи.

В сложившихся условиях программа Х.Клинтон отошла на второй план. Главная ее программа – это продолжение курса Клинтона-Обамы. При этом парадокс в том, что это – два совершенно разных курса. Однако  для избирателя это не важно. Во всех странах мира он голосует в основном не умом, а сердцем, а еще больше – эмоциями, формируемыми образами, а не текстами.

Тем не менее, в последние дни в выступлениях Х.Клинтон расставлены новые акценты.  Уже после дебатов она не устает повторять новый мем: «Америка нуждается в созидании будущего, а не в бесплодных грезах о возврате в прошлое».

В экономическом плане ее программа отличается от программы Д.Трампа отсутствием четких цифр и конкретных мер. Если программа Д.Трампа до некоторой степени напоминает положения партийных документов КПСС, то пункты программы Х.Клинтон ближе к маркетинговым кампаниям «за все хорошее, против всего плохого». Если внимательно посмотреть материалы основных думающих танков, то там не удастся обнаружить анализа экономической платформы Х.Клинтон в отличие от детального разбора платформы Д.Трампа. Происходит это не потому, что танки стремятся досадить Д.Трампу и поддержать Х.Клинтон. Причина в ином. Анализировать можно то, что есть.

Несмотря на несомненные успехи не столько Х.Клинтон, сколько сил, стремящихся не пустить Д.Трампа в Белый Дом, интрига президентской кампании не утрачена. Почему? Об этом – в следующем посте, который выйдет как обычно через неделю.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы