Май
25

Невеселые картинки. Пост седьмой

– Что-то не так.

– Да не так всё. Мы вообще не должны быть здесь.

из к/ф “Армагедон”

Последние 25 лет в России неуклонно нарастали  дифференциация населения по доходам и имуществу, социальное расслоение, концентрация доходов и активов у наиболее богатых групп и особенно верхнего одного процента, а также реальная, а не показная социальная несправедливость.

Для оценки дифференциации доходов используются различные показатели. Наиболее широко известен коэффициент Джини. Он характеризует отклонение фактического распределения доходов от равномерного. Чем коэффициент Джини выше, тем сильнее дифференциация, и наоборот.

Если в 1992 г. коэффициент Джини составлял 0,29, то в настоящее время больше 0,41. Причем в 2016 г. он по прогнозам увеличится до 0,43. При этом, согласно различным исследованиям, осуществленным экономистами, придерживающимися различных школ – от марксистской до австрийской школы экономики – непосредственно в городах-миллионниках и регионах этот коэффициент, рассчитанный не на основе данных Росстата, а исходя из первичных данных, составляет от 0,5 до  0,7.

Постоянно растущий даже по данным Росстата, коэффициент Джини существенно превышает соответствующий показатель в подавляющем большинстве европейских стран.

Зачастую на различного рода псевдопатриотических ресурсах указывается, что российский коэффициент Джини примерно сопоставим с американским. Формально это действительно так. Однако в реальности, как это часто бывает, все выглядит иначе. Причина в том, что коэффициент Джини характеризует дифференциацию не располагаемых, а полученных доходов. Для России они совпадают, поскольку в стране действует плоская шкала налогообложения личных доходов – 13%. Ни в одной развитой стране мира плоская шкала не применяется. Везде – в Европе и Северной Америке – действуют прогрессивные шкалы, где с ростом уровня доходов увеличивается и процент налогообложения. Соответственно при одном и том же коэффициенте Джини по получаемым доходам в зависимости от шкалы налогообложения формируются совершенно разные коэффициенты располагаемого дохода. Поскольку в США действует прогрессивная шкала, которая, видимо, в ближайшие годы станет еще более асимметричной в сторону увеличения налога на богатых, то там реальный уровень дифференциации по доходам ниже, чем в России.

Еще одним широко используемым показателем дифференциации является коэффициент дифференциации фондов. Динамика коэффициента фондов, который характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов первой (беднейшей) и пятой (наиболее богатой) квинтильных (20%-ных) групп населения свидетельствует об устойчивой тенденции роста дифференциации доходов. За период 1992–2012 гг. значение коэффициента фондов выросло более чем вдвое (в 2,1 раза). Если в 1992 г. доходы наиболее обеспеченного населения превышали доходы наименее обеспеченного в 8 раз, то к 2013 г. – уже в 16,4 раза.

Официально рассчитываемый коэффициент фондов существенно (не менее, чем в два раза) занижает реальную дифференциацию доходов населения по нескольким причинам:

- коэффициент фондов официально рассчитывается по информации бюджетной статистики. А любое обследование домашних хозяйств не включает маргинальные слои, доля которых сегодня, по оценкам социологов, достигает 7–10% населения. Также в сеть обследования не попадают доходы сверхбогатых (5%). Таким образом, бюджетная статистика описывает уровень жизни только 80–85% населения страны;

- при расчете коэффициента фондов учитывается лишь величина официально зарегистрированных доходов, без учета теневых выплат (около 30–40% финансовых средств), сосредоточенных в основном в руках наиболее обеспеченных слоев населения.

- при расчете коэффициента фондов используется разбивка объема всех денежных доходов на пять групп (от 20% высокообеспеченных до 20% низкообеспеченных), а не на десять (от 10% высокообеспеченных до 10% низкообеспеченных.

Поскольку иногда в откликах на серию постов «Невеселые картинки» встречаются упреки в намеренном выпячивании недостатков, позволю себе процитировать только что изданную книгу «Экономика несправедливости» Председателя партии Справедливая Россия Сергея Миронова:

«Главная причина этого – вопиющее и все более возрастающее материальное неравенство граждан России. По данным Росстата, доходы 10 % самых богатых граждан превосходили доходы 10 % самых бедных в 1995 году в 13,5 раза, в 2005 году – в 15,2 раза, а в 2014 году – уже в 16 раз. И это официальная статистика, а по экспертным оценкам, с учетом скрытых либо замаскированных доходов реальный разрыв между этими группами населения достигает и даже превышает 30-кратную величину.

Для сравнения: в странах Евросоюза после уплаты налогов и получения социальных пособий доходы 10 % самых богатых граждан только в 4–6 раз выше, чем у 10 % самых бедных. Благодаря более равномерному распределению доходов, относительно бедная часть населения получает гораздо бòльшую, чем в России, долю ВВП, что позволяет успешно решать социальные проблемы.

Крайне неравномерное и несправедливое распределение российского национального дохода привело к тому, что вместо достойной жизни для всех сегодня в обществе есть два полюса – безумной роскоши и беспросветной бедности. В России всего лишь 1,5 % населения владеет 50 % национального богатства. Если 440 тыс. самых богатых семей получают свыше 100 тыс. долларов в год, то 22 млн. человек имеют в 2015 году доходы ниже официального прожиточного минимума. При этом еще недавно, осенью 2014 года, их число составляло 15,7 млн. человек».

В 2008 году в России, по данным журнала Forbes, проживало 32 миллиардера, а в 2009, кризисном году, их число увеличилось почти вдвое — 62. По данным организации Wealth-X, сегодня в России насчитывается уже 97 миллиардеров с суммарным состоянием в 380 млрд. долларов. Два года назад миллиардеров было 80.

В России на начало 2015 года проживало 155 000 долларовых миллионеров. Годом ранее их было 180 000. Об этом сообщается в отчете одного из крупнейших мировых частных банков RBC Wealth Management.

Почти в три раза в России тоньше средняя прослойка населения с капиталом от 10 до 100 тысяч долларов на человека: у нас таковых 8%, в мире — почти 23%. Зато наши богатые — одни из самых богатых на планете: долларовые миллиардеры всего мира обладают 2% мировых богатств, а российские миллиардеры — 30% богатств России.

Количество миллиардеров растет быстрее на развивающихся рынках по сравнению с развитыми странами, причем в развивающихся странах миллиардерами все чаще стано​вятся путем создания новых продуктов или бизнесов, а не за счет использования связей с добывающим сектором или близости к политическим силам, выяснили в своем исследовании «Происхождение сверхбогатых: база данных характеристик миллиардеров» Каролин Фройнд и Сара Оливер из вашингтонского Института мировой экономики Петерсона. Однако к России этот вывод неприменим, и в этом отношении она сопоставима только с узким кругом стран, таких как Ангола или Румыния.

Ученые взяли за основу своего исследования рейтинг Forbes за 1996–2015 годы и добавили к нему более подробные индивидуальные данные. В список 2015 года вошли 1826 миллиардеров.

«Что выделяет Россию на общем фоне, так это преобладание политических связей и природных ресурсов в создании богатства. Россия отстает по показателям числа основателей компаний, но оказывается впереди по объему «политически связанного» богатства, даже в сравнении с другими странами БРИКС», — говорит Каролин Фройнд, соавтор исследования и бывший главный экономист Всемирного банка по Ближнему Востоку и Северной Африке. В России доля богатства, возникшего благодаря политическим связям, намного выше, чем в любой другой стране БРИКС, подчеркивает она.

Согласно результатам анализа в России 64% миллиардеров стали обладателями такого богатства благодаря политическим связям и «близости» к сырьевым ресурсам. В других странах БРИКС — Бразилии, Индии, Китае и ЮАР — эта доля составляет 4,6, 10,7, 9,2 и 12,5% соответственно. Доля миллиардеров — основателей компаний в этих государствах превышает 20%, а в Китае достигает отметки 40,1%. Но в России она равна лишь 10,8%.

В России не только слишком много политически мотивированного и связанного с ресурсами богатства — слишком высока его доля, учитывая долю России в глобальном бизнесе. «Обычно большие компании и большие деньги идут рука об руку, у Китая и США много и того, и другого; у России и Бразилии слишком много денег с учетом их доли в числе крупных корпораций», — говорит эксперт.

Среди российских миллиардеров нет Масков, Круппов или Паккардов. Ни один из них не создал новой корпорации, добившейся выдающихся успехов на внутренних и глобальных рынках. Никто не построил богатство на выдающихся изобретениях, инновациях, выводе на рынки новых продуктов, технологий и решений. Источники российского богатства – это несправедливая грабительская приватизации, в преддверии которой цена российских основных производственных фондов была искусственно занижена в 20 раз, и различного рода государственные заказы и подряды.

Однако, самое худшее не это. Подавляющую часть российских богатых нельзя назвать капиталистами в классическим смысле слова. Капитал, как известно, это, прежде всего инвестиции в расширенное воспроизводство. Это накопление, которое материализуется в новых НИОКР, технологиях, организационных решениях. Российское богатство как внутри, так и вовне страны материализовалось, прежде всего, в имуществе – дворцах, яхтах, недвижимости, а также в зарубежных активах и кэше. В этом смысле говорить о существовании в России капитализма не приходится. Также не приходится говорить об экспорте капитала. Классический экспорт капитала – это опять же вложение в активы, экспансию на внешние рынки. Что же до российского одного  процента, на который приходится львиная доля вывезенных из страны за последние 25 лет 1,5 трлн. долларов, о чем я писала еще три года назад в цикле «Законы загонной охоты», то он, продав полученные активы, что называется «вышел в кэш», который хранится в финансовых институтах по всему миру.

В настоящее время некоторые деятели правительства призывают затянуть население пояса и пострадать во имя будущего процветания. Вполне очевидно, что у страны нет альтернативы, кроме реиндустриализации, но на принципиально новой технологической основе, связанной с Третьей производственной революцией. Главным источником средств для индустриализации должны, безусловно, стать активы верхних 10, и особенно одного процента населения. Поиск любых других источников чреват резким, в том числе скачкообразным нарастанием социальной напряженности. Кстати об этом свидетельствует число просмотров песни о нефти.

В следующем посте постараемся проанализировать, как обстоят дела с высокотехнологичными отраслями и производствами, которые во всем мире определяют лицо страны, ее конкурентоспособность и национальную безопасность.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы