Невидимый интернет – 2011. Часть вторая.
Ариадны или Сусанины
Из года в год происходят перемены на рынке поисковых машин. В целом можно выделить пять главных тенденций.
Первая – это растущая монополизация рынка. Например, в Рунете на конец 2010 г. 53% обрабатываемых запросов приходилось на Yandex, 32% – на Google, а все остальные поисковики в совокупности берут на себя только менее 15 % поисковых запросов. Кстати, Россия, вместе с Китаем являются единственными крупными странами, где Google не стал абсолютным лидером поисковиков.
Вторая – это все большее воздействие на поисковые алгоритмы коммерческих требований. В частности, стремление максимально долго удержать пользователя в рамках конкретной поисковой платформы. Проявляется это и через растущую социализацию поисковых систем, и через стремление поисковиков охватить все основные виды контента. И через формирование у компаний «черных» и «белых» списков и, скажем мягко, некоторое влияние финансовых вопросов на результаты поисковой выдачи, особенно там, где речь идет о товарах и услугах.
Третья – это формирование поведенческого поиска и так называемых ответных машин. Предельным случаем таких ответных машин являются чрезвычайно удобные и новаторские, пример, Wolframalpha.com . Что касается поведенческого поиска, то по логике он должен был бы способствовать поискам информации в Интернете. Однако, поскольку осуществляется алгоритмически, то скорее ведет не к повышению качества, а к навязыванию пользователю тех или иных результатов поисковой выдачи в зависимости от различных критериев, начиная от его предыдущих поисков, заканчивая поисковыми запросами по сходным группам. Об этом можно долго и подробно писать, поскольку данное направление станет вероятно господствующим в развитии поисковых машин на ближайшее время, и мы обязательно сделаем это. Пока же просто отметим, что поисковые машины все более не ищут информацию по запросу, а предоставляют некий набор сайтов, где выбор во все возрастающей степени делается не пользователем, а определенной настройкой алгоритмов и т.п.
Четвертое – это достаточно стремительное расслоение поисковиков.
Пятое – это стремительное развитие технологий федеративного или интегрального поиска, а также других технологий, позволяющих создавать поисковики, действующие в «Глубоком вебе». Более подробно об этом чрезвычайно перспективном направлении можно прочесть в серии публикаций «Федеративный поиск», которые мы размещаем в разделе Софт и сервисы.
В современных условиях, прежде чем доберешься до действительно «Невидимого интернета», необходимо предпринять немало усилий, чтобы вернуть видимость ставшему невидимым обычному и привычному нам видимому интернету.
Возвращаем видимость
Для того чтобы вернуть видимость обычному интернету, нужно использовать несколько несложных методов.
В любом случае нужно пользоваться несколькими поисковыми машинами. В русскоязычной части интернета это Yandex, Google или Bing (по вкусу) . Кстати, эксперименты показывают, что с каждым днем уже упоминавшаяся Blekko все лучше поддерживает поиск по русскоязычной части Cети.
Использование Nigma позволяет варьировать параметры поиска, что, как показывают исследования, не только значительно экономит время, но и заметно повышает релевантность поисковой выдачи. Microsoft подавляющая часть компьютерщиков не любит, но, тем не менее, казалось бы почти безнадежный Bing становится все более и более популярным. С каждым месяцем его доля в англоязычном интернете растет. И хотя она очень далека от Google, но пропорции вот уже какой месяц изменяется в пользу Bing. Как показывает статистика, примерно по каждому пятому вопросу Bing дает более релевантную выдачу, чем Google. Особенно это касается так называемых длинных вопросов.
В общем, можно порекомендовать такой алгоритм. Выбирается один базовый поисковик и к нему обязательно добавляется Nigma в Рунете и Blekko в англоязычной части сети для детального и более глубокого исследования информации.
После этого уже можно использовать так называемые вертикальные поисковики, т.е. поисковики, ориентированные на определенную предметную сферу. Значительная часть таких поисковиков для нужд конкурентной разведки включена в соответствующий раздел Меню Разведнет.
Естественно, при использовании универсальных поисковиков необходимо не ограничиваться поисковым запросом, а применять языки запросов. Для удобства операторы поисковых запросов можно скачать здесь. Использование этих языков позволяет, например, по свидетельству Андрея Масаловича, повысить эффективность поиска и вероятность нахождения действительно нужной информации не на проценты, а в разы.
Третья часть поста будет посвящена поиску собственно в «Невидимом интернете», поисковикам и программным продуктам, делающим этот поиск возможными эффективным.
Прокомментировать
Последние записи
- Рецензия на книгу Р.В.Ромачева «История частной разведки США»
- Новое на блоге
- Воспоминание о будущем — 2050
- Новая среда обитания
- Главная технология ближайшего будущего. Битва за кванты
Архивы
- Март 2022
- Февраль 2022
- Март 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010