Апр
7

Оффшорликс, Виргингейт или снова о загонной охоте

«В действительности все совсем не так,

как на самом деле»

Ежи Ленц

Только я собралась вернуться к теме «АНБ глазами блондинки», как наступил четверг, когда случился Оффшорликс, чреватый в скорой перспективе Виргингейтом.

Зимой позапрошлого года в цикле «Законы загонной охоты» я писала: «Если в 90-е и начале нулевых годов в мире на оффшоры смотрели как на неизбежное зло, то затем картина начала стремительно меняться.  Принимаемые во всех ведущих странах мира решения направлены на борьбу с оффшорным бизнесом и резкое повышение прозрачности оффшорных юрисдикций. С учетом того, что фактически российская экономика принадлежит оффшорам, активы находятся в зоне потенциального риска».  В четверг Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) начал публикацию данных о физических и юридических лицах, имеющих оффшорные компании в едва ли не самой респектабельной оффшорной юрисдикции, Британских Виргинских островах.

На поверхности это выглядит так, что указанная организация, которая сотрудничает с газетами, специализирующимися на расследованиях, таких как «Гардиан», «Вашингтон Пост», «Монд» и др., получила огромный объем материалов на владельцев, связанных с Виргинскими оффшорами.

Скажем сразу, Виргинские острова – это вам не Кипр. Здесь и оффшор содержать дороже, и гарантии приватности выше, да и, как показывает практика, не каждый здесь может открыть оффшор.

Вообще, документы касаются представителей более 170 стран. В их число входят, в том числе, высокопоставленные чиновники и бизнесмены из США, Великобритании, Франции, Канады, Китая, Индии, Пакистана, Индонезии, Ирана. Естественно, отметились здесь по полной программе и наши.

Подлинной звездой списка стала жена российского Вице-премьера Игоря Шувалова, домохозяйка Ольга. Указанная домохозяйка располагает компаниями не только на Виргинских островах, в активах которых находится почти 130 млн.долларов. При этом ее муж со второй половины 90-х гг. исправно  служит государственным чиновником. В списке обнаружился и Валерий Голубев, бывший начальник секретариата мэрии Санкт-Петербурга, ныне заместитель председателя правления Газпрома. Еще одной заметной фигурой оказался Андрей Реус, давний соратник известного политика Виктора Христенко, который сам занимал посты замминистра в Министерстве промышленности и энергетика, где курировал промышленность, включая оборонку, а потом возглавил холдинговую компанию Ростехнологий «Оборонпром». Естественно, наших соотечественников там гораздо больше. Из деятелей постсоветского пространства в числе прочих отметился Президент Азербайджана Ильхам Алиев и его семья.

Виргинские оффшоры занимают важное место в российской оффшорной экономике. Чтобы в ней было легче разбираться журнал «Форбс» подготовил еще в феврале текущего года статью «Куда спрятались российские деньги» с замечательной интерактивной картой оффшорных территорий и их связей с Россией. Обратите внимание, что на карте совершенно четко указано количество оффшорных компаний с российскими корнями. И это при том, что во многих оффшорах, например, на тех же Виргинских островах, личности или юридические владельцы оффшора считаются строго засекреченными и надежно упрятаны за номинальными директорами. Можно обратить внимание, что далекие Карибские острова занимают четвертое место в российской оффшорной табели о рангах, уступая место уже разгромленному оффшорному Кипру, люксембургским и голландским оффшорам. А как раз, когда я дописывала этот пост министр финансов Люксембурга Люк Фриден заявил в интервью германской газете «Франкуртер зонтаг», что Люксембург готов предоставлять информацию о счетах и депозитных вкладах в своих банках как в отношении юридических, так и физических лиц в органы ЕЭС и зарубежные налоговые службы. Это интервью стало ответом на субботнее заявление министра финансов ФРГ Вальфганга Шойбле, который сказал, что: «До Оффшорликс было две страны, желающих для себя особого статуса – Люксембург и Австрия. Однако, я полагаю, что в связи с развитием ситуации их позиция изменится». А после субботы наступило воскресенье.

Вообще говоря, все эти события, начиная с Кипра, заканчивая заявлением Шойбле, не являются неожиданными. Реализованная на практике идея раскрытия информации о счетах и депозитах и перевода при необходимости депозитов в бросовые бумаги банкротящихся банков была совершенно четко и ясно прописана в совместном решении для Глобальных Системообразующих Финансовых Институтов» /ГСФИ/, согласованное Федеральной корпорацией по страхованию депозитов США /FDIC/ и банком Англии: «Эффективный способ сохранения качества предоставления услуг частному сектору со стороны ГСФИ состоит в обмене или конвертации значительного объёма необеспеченного долга кредиторам находящегося под угрозой банкротства ГСФИ в его ценные бумаги (акции)». Это прописано на их официальном сайте. Посмотрите на дату решения.

Как видим, все, о чем писалось в «Законах загонной охоты» просто с неумолимостью реализуется на практике. Вслед за Кипром грянула карибская бомба и все понимают, что это далеко не конец и даже еще не середина. После кипрских событий и параллельно с  Оффшорликсом российское правительство одобрило ослабление ограничений для иностранных инвесторов по владению долями в капитале так называемых стратегических компаний и предприятий, о чем сообщил Дмитрий Анатольевич Медведев.

Но интересно вот что. Некоторые уважаемые вообще, и лично мной российские аналитики отреагировали на ситуацию с Кипром, как на чисто антироссийскую меру. Причем, направленную не вообще против России, а конкретно против так называемого патриотического национального капитала. При этом достаточно посмотреть список фамилий, чьи капиталы, как известно, пострадали в ходе кипрской конфискации. Как становится ясно, какой это национально ориентированный капитал. Если так пойдет дальше, то скоро вообще за любым решением мы будем видеть происки врагов, любое мировое событие трактовать как заговор против России вообще, и Кремля в частности. Безусловно, в кипрских событиях антироссийский подтекст играл значительную  роль. Но что касается разделения держателей оффшорных счетов на «своих» и «чужих», то вот этого, ей-богу, не было.

Оффшорликс наводит на новые, достаточно необычные размышления.  Все больше фактов заставляют полагать, что загонная охота в отношении держателей российских активов является составным элементом Большой охоты. И эта охота отнюдь не ограничивается российскими олигархами, вороватыми чиновниками, другими членами российского премиального класса, которые всерьез решили, что они вошли в мировую правящую элиту. Задача этой охоты шире. Попробуем в первом приближении понять, с чем мы имеем дело.

Все мы помним WikiLeaks и Джулиана Ассанжа, до сих пор находящегося в Посольстве Эквадора. Многие серьезные специалисты убеждены, что Ассанжа использовали в вполне конкретных целях. И эти цели были связаны с точечной дискредитацией политической элиты различных стран, начиная с Соединенных Штатов, где главный удар приходился на администрацию Буша, плюс Хилари Клинтон, которая Обаме и стоящим за ним людям была просто навязана.

Теперь посмотрим на слив информации по BWI. Объем слива в 160 раз больше информации, которую в 2010 г. обнародовал WikiLeaks. Коллекция содержит 2,5 млн. файлов и e-mail с конкретной информацией о 130 тыс. человек и компаний. Эти файлы содержат финансовые данные более чем за 10 лет и включают в себя наряду с прочим данные по компаниям в оффшорных юрисдикциях Сингапура, Гонконга и на островах Кука, связанных с Виргинскими оффшорами.

Понятно, то, что появилось в четверг – это даже не верхушка айсберга, а так, легкий рекламный анонс. И теперь хочу задать простой вопрос, какие журналисты-расследователи способны получить такую информацию из одной из самых закрытых оффшорных юрисдикций. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте чуть подробнее присмотримся к ICIJ.

Оказывается, что Международный консорциум журналистских расследований был основан аж в 1997 г. для борьбы с трансграничной преступностью, коррупцией и неподотчетностью власти. Посмотрим на консультативный комитет организации. Глубоко не копая, сразу находим среди семи ее членов знаменитого Филиппа Найтли, о чьей книге я уже писала. Кстати, единственном иностранном журналисте, кому разрешили встретиться в России с Кимом Филби. Но главный интерес, конечно же, не в Найтли. Если говорить строго, то консорциум – это не отдельная организация, а проект The Center for Public Integrity.  Центр создан Чальзом Льюисом, известным журналистом-расследователем  в 1989 г.  В последнее десятилетие Чарльз Льюис активно боролся против администрации Буша. С самого начала избирательной компании Барака Обамы активно поддерживал будущего президента сначала против его конкурентов в Демократической партии, а потом и Республиканской. В настоящее время ведет жесткую борьбу с братьями Кохами, которые в значительной степени создали и финансируют движение «Чаепития» и стоят за спиной кандидата в Вице-президенты от Республиканской партии на последних выборах, наиболее перспективного политика Республиканской партии Пола Райана. В общем, при всей независимости, за всей этой утечкой формально стоит человек, явно вхожий в красивый дом с лужайкой в городе Вашингтоне.

Понятно, что добыть такой объем качественной секретной информации в британском оффшоре, где мировая элита хранит деньги, может только одна организация в мире. И мы о ней с вами хорошо знаем и более того о ней пишем.

Не будем пока строить предположения, что это значит. Для размышления только скажем, что уже в первой же, своего рода вводной публикации, посвященной виргинским терабайтам, среди главных фигурантов упомянуты такие гиганты банковского мира, как Дойче Банк, UBS, HSBS, JP Morgan, т.е. как бы отовсюду по представителю, чтобы не было обидно.

Обратим внимание на еще два не менее экстраординарных события, случившихся на прошлой неделе, но как-то пока выпавших из мейнстрима новостей. Один из крупнейших международных банков ABN AMRO разослал письма своим вкладчикам золота о невозможности его выдачи. Здесь есть одна тонкость. Вообще говоря, на международных рынках, когда продается и покупается золото, то фактически покупаются контракты на физическое золото, либо право на покупку контрактов в будущем. Потом они продаются, собственно в этом и состоит биржевая игра. Так вот теперь крупнейший мировой банк объявил, что вкладчики не смогут получить физическое золото, которое они приобрели путем покупки с помощью банка. Теперь им предлагают деньги по текущему рыночному курсу золота. Это означает, что вместо нерискового физического капитала (золотого слитка или монет) они будут иметь право получить только даже не бумажные деньги, а электронную запись на своем счете. По факту для частных вкладчиков в 2013 г. произошло то же самое, что для государств в 1971 г. Тогда американцы разрушили Бреттон-Вудскую систему, отказавшись менять доллары на золото в обязательном порядке, как это было предусмотрено этой системой. Теперь такая же петрушка случилась и с инвесторами. Причем более-менее понятно, что ABN AMRO вряд ли в одиночку решился бы на подобную инициативу. Есть все основания полагать, что этот прецедент найдет повсеместной продолжение.

Если вы думаете, что на этом сюрпризы недели закончились, то опять же заблуждаетесь.  Генеральный директор крупнейшей итальянской международной банковско-финансовой группы UniCredit Федерико Гиццони 4 апреля заявил: «Кипрский опыт показал, что конфискация сбережений является приемлемым средством спасения банков». Он подчеркнул, что сбережения, которые превышают определенный минимум, могут быть использованы для спасения банков и призвал глобальных политиков договориться об общем подходе для всех стран ЕЭС.

В заключение  два коротких вывода. Ясно, что охота на оффшоры будет продолжаться, а конфискационные меры по кипрскому образцу имеют большой шанс получить широкий размах. Понятно, что в первую очередь пострадают не свои, а чужие. И в их числе так называемый«российский премиальный класс».

Второй вывод состоит в следующем. Есть некоторые признаки, что  в борьбу со старой элитой, так или иначе завязанной на крупнейшие, в первую очередь, англо-американские и швейцарские банки, вступила некая новая сила. Эта сила, вероятно,  является  сетью  людей и организаций, представляющих информационные и медийные технологии, наукоемкий бизнес, силовые, а точнее разведывательные структуры и обслуживающие их финансовые потоки финансово-инвестиционные институты. Насколько мне известно, прямо такой вывод пока никем не делался, но стоит внимательно присмотреться к первой и второй предвыборным компаниям Обамы, чтобы получить дополнительные аргументы в пользу этой точки зрения.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы