Ноя
6

Прогнозирование: методы исследования будущего или способы формирования реальности. Часть завершающая.

“Идеи, овладевшие массами, становятся  материальной силой”  К.Маркс

«Есть много в небесах и на земле такого,
Что нашей мудрости, Гораций, и не снилось». В.Шекспир в переводе Великого Князя К.Романова

Конец начала или начало конца

Пока мы, наконец, добраться до выводов, за неделю произошло еще несколько любопытных событий из жизни финансовых рынков и деривативов.

Надеюсь, вы получили удовольствие от песни Наутилуса про Титаник. Первый пассажир на этой неделе уже на него сел. Подал на банкротство крупный инвестиционный фонд, специализировавшийся на работе с деривативами и  ценными бумагами MF Global, кстати, первичный дилер ФРС.  Что примечательно, обанкротившийся Фонд возглавляет бывший исполнительный директор Голдман Сакса  Д.Корзайн.

Произвели пересчет объема рынка деривативов.  Выяснилось, что он равен не 700 триллионов долларов, как считали, а 1300 триллионов. Более чем в 40 раз больше совокупного мирового ВВП и в 15 раз больше всех мировых активов, включая и интеллектуальную собственность.

В Каннах лидеры Большой Двадцатки решили выделить 29 банков, которые надо спасать в любом случае: Bank of America, Bank of New York Mellon, Citigroup, Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley, State Street и Wells Fargo (все – США); Royal Bank of Scotland PLC, Lloyds Banking Group PLC, Barclays PLC, HSBC Holdings PLC (Великобритания); Crеdit Agricole SA, BNP Paribas SA, Banque Populaire, Sociеtе Gеnеrale SA (Франция); Deutsche Bank AG, Commerzbank AG (Германия); Unicredit Group SA (Италия); UBS AG, Credit Suisse AG (Швейцария); Dexia SA (Бельгия); ING Groep NV (Нидерланды); Banco Santander SA (Испания); Nordea AB (Швеция), Mitsubishi UFJ FG, Mizuho FG, Sumitomo Mitsui FG (Япония), Bank of China (Китай).

Специалисты по системной динамике и моделированию сразу в нескольких странах, включая США, Россию, Китай, Великобританию, Германию пришли к сходным выводам о неминуемости краха рынка деривативов. Единственное, в чем они расходятся, так это в сроках. А лидеры Большой Двадцатки в городе кинофестивалей решили, что к концу 2012 года надо начать разработку предложений по регулированию рынка деривативов. Во-первых, что называется, дожить надо. А во-вторых, как его регулировать непонятно никому, включая ведущих инвестаналитиков.

Отсюда нулевой вывод, он же рекомендация. Следите за состоянием мировой экономики и особенно, финансовых рынков. Ситуация в мире такова, что такой мониторинг становится столь же важным, как и изучение ближайших конкурентов и понимание рыночной ниши вашего бизнеса. Более того, погода на финансовых рынках столь же влияет на нашу жизнь, как и просто погода.

Исполнение обещаний

История, которую я вам рассказывала в предыдущих постах, натолкнула меня на  несколько выводов, которыми, собственно и хочу поделиться. Надеюсь, они могут оказаться небесполезными для бизнеса вообще, и в особенности для тех, кто использует методы корпоративной разведки. Я их постаралась сформулировать в виде простых принципов, которые, надеюсь, помогут в практической работе. Их, как и положено, в серьезном деле – семь.

Первый. Принцип «гамбургера».

Действительность вообще, и мир бизнеса в частности, похожи на гамбургер, где верхние и нижние  булки испечены из разного теста. Нижняя булка – это материя, «первая» и «вторая» («вторая» – созданная человеком) природа, институты (государство, компании, законы и т.п.) и другие подобные структуры и явления. Верхняя булка – это психика, сознание – подсознание – надсознание, виртуальность. Психика отнюдь не зеркально отражает реальность. У нее есть свои законы, не сводимые к законам материального мира. А в середине – «начинка» – разного рода человеческая деятельность, в том числе и бизнес. Деятельность существует только как взаимодействие психики и природы. Действительность – это порождение реальности и виртуальности. Это стоит всегда учитывать в самой что ни на есть практической деятельности. Бизнес, как это не банально звучит, неотделим от людей.  А люди всегда субъективны, хоть и действуют в объективных условиях.

Второй.  «Сложность психики».

Человек – не робот. Мозг, как убедительно доказали когнитологи и специалисты информационных наук, – не компьютер. Хотя айбиэмовские компьютеры и обыгрывают людей в шахматы и даже в «Свою игру», они могут делать это только там, где заранее установлены правила и для решения задач достаточно использовать уже готовые знания. Поэтому, несмотря на коммерческую популярность идей программирования психики, в подавляющем большинстве случаев, особенно, если это происходит в условиях перемен и в сложной обстановке, такой подход имеет лишь ограниченную сферу применения. Как правило, это потребительский маркетинг. Психика –сложная система. У кого будет время и желание, искренне рекомендовала бы почитать книги Рождера Пенроуза, Тимоти Лири, Павла Симонова и Василия Налимова. Очень практичное чтение.

Третий. Принцип «рефлексивности».

Человек – это не только животное, хотя большие усилия затрачиваются на то, чтобы свести человека к животному. Действует он и в жизни и в бизнесе не только и не столько под воздействием условных и безусловных рефлексов, сколько исходя из рефлексии. Рефлексия – это способность осознавать себя и понимать с той или иной вероятности своих партнеров, потребителей, конкурентов и даже врагов. Когда гениальный советский математик и психолог, создавший теорию рефлексивности Владимир Лефевр эмигрировал в Америку, то первым делом с ним стали работать Пентагон, разведка и Госдеп. Они не скрывали, что взяли на вооружение его теорию рефлексивности. Кстати, замечу, что к построениям г-на Сороса, теория Лефевра и базирующиеся на ней технологии, имеют ровно такое же отношение, как топология к арифметике. В бизнесе и разведке всегда надо  принимать во внимание, что ты имеешь дело с думающими субъектами и как доказал Лефевр и его последователи, безответственной самонадеянностью является уверенность в том, что ты можешь заранее предполагать действия других со стопроцентной вероятностью. Ключевое слово здесь  – вероятность. В Сети есть написанная чуть ли не для старших школьников книга Владимира Лефевра на русском языке «Конфликтующие структуры». В ней много полезного и для бизнесменов и для разведчиков.

Четвертый. Принцип кольцевой причинности.

В сложных системах, к которым относится любая система с участием человека, а значит даже самый маленький бизнес, просто поиска причин и следствий недостаточно. В этих системах действует принцип кольцевой причинности. Он предполагает, что причины и следствия постоянно меняются местами, причина становится следствием, а следствие – причиной. Возникают прямые и обратные связи. Помимо прочего, это практическая реализация принципа «гамбургера». Поэтому, при разведывательном анализе, как показывает практика, принцип кольцевой причинности должен учитываться в полной мере.

Пятый. Принцип «русел и джокеров».

Есть такая наука – синергетика. В Штатах ее еще называют «теория сложности». На русском языке самая подробная подборка на этот счет, вполне доступная даже неподготовленному бизнесмену здесь. Один из  виднейших представителей этой науки Георгий Малинецкий, сформулировал принцип «русел и джокеров», который очень помогает в практической деятельности. Суть принципа проста и изящна. В жизни любой сложной системы, т.е. любого бизнеса, есть два принципиально разных режима: режим русел, когда все идет «по накатанной» и вполне предсказуемо и режим джокеров, когда система оказывается в нестабильном состоянии и из нескольких вероятных направлений изменений выбирает одно. Правда, в отличие от витязя на распутье, этот выбор не полностью зависит от человека или компании, а носит вероятностный характер и во многом определяется внешней деловой и не только средой. Поэтому очень важно диагностировать, в какой стадии находится бизнес – в режиме русла или на подходе к джокеру и исходя из этого разрабатывать стратегию, выстраивать тактику и осуществлять оперативные мероприятия.

Шестой. Нелинейность бизнеса.

Красная линия визуализирует линейный бизнес, а черная кривая – нелинейный. Сложные системы, т.е. любой бизнес, могут существовать, как по линейным, так и по нелинейным законам. Вся хитрость состоит в том, чтобы научиться использовать нелинейные законы в своих целях. В нелинейном мире небольшие точечные действия влекут за собой большие последствия, Давид побеждает Голиафа, а последние оказываются первыми. К счастью, об этом принципе можно долго не писать. Лучше почитать книги и сайты Генриха Лемке http://lemgen.livejournal.com/ и позаниматься в интернет-школе «Коммерческая разведка – РАЗВЕДШКОЛА»

Седьмой. Принцип вероятностного мира.

Выше схемка, с которой удобно работать, классифицируя события и процессы, которые надо анализировать и относительно которых надо принимать решения. В силу перечисленных выше шести принципов, наш бизнес-мир носит вероятностный характер. В эпоху перемен, которую мы переживаем, этот вероятностный характер усиливается, а господствующая финансовая экономика с непомерно разросшимся пузырем деривативов, придали этому миру неустойчивый характер.

Встречается точка зрения, что разведка имеет дело только с фактами, т.е. работает на схеме в области синего круга. Как видим, за пределами этого круга расположен вероятностный мир, где события и процессы могут происходить с определенной степенью вероятности. Здесь мы имеем дело не с фактами, а с предположениями с той или иной степенью достоверности. Сегодня и корпоративная и государственная разведки озабочены работой именно за пределами синего круга, поиском технологий и методов, которые позволяют работать с вероятностным миром. Одним из примеров таких поисков является недавно вышедший доклад, подготовленный офисом директора Национальной разведки США.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы