Ноя
25

Психотехнологии, которые мы потеряли 2. Вячеслав Михайлович Звоников.

Судьба подарила мне несколько встреч с этим удивительным человеком. Поэтому посвященные ему посты  будут базироваться не только на различного рода документах, но и на личных впечатлениях. Поскольку значительная часть представленного ниже материала кажется весьма невероятной, предварю его информацией об официальной стороне дела.

Вячеслав Михайлович Звоников является профессором, доктором медицинских наук (военная медицина), полковником в отставке, по профессиональным рейтингам входит в число ведущих психотерапевтов РФ. За время своей профессиональной деятельности создал и руководил подразделениями, отвечающими за психологическую адаптацию, коррекцию и подготовку профессионалов высокой квалификации в военной авиации СССР, войсковых и оперативных подразделениях МВД  СССР и РФ, системе МПС РФ. В настоящее время руководит Лабораторией психофизиологии Московского Гуманитарного Университета. Кроме того, вместе с тогдашним Министром путей сообщения Н.Е.Аксененко создал лучший не только в России Центр восстановительной медицины, пациентами которой были самые различные люди – от Патриарха Алексия II до, как это покажется ныне невероятным, линейных путейцев. C тем же Аксененко В.Звоников создал на рубеже века первую в мире глобальную систему телемедицины. Смысл системы коротко состоял в том, что врач любой больницы системы МПС, где бы она ни была расположена, мог получить в режиме реального времени консультацию, совет от ведущих докторов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, стало возможным проведение телеконсилиумов, удаленное консультирование во время операций и многое другое.

Теперь перейдем собственно к теме психотехнологий. Можно выделить пять основных направлений работы В.Звоникова в этой сфере.

Все мы хорошо знаем и из собственного опыта, и из средств массовой информации, книг и т.п., что в экстремальных ситуациях люди способны делать вещи, которые просто не представимы в обычной обстановке. Это касается проявления и физических, и интеллектуальных способностей. Еще более удивительным является факт, что в экстремальных ситуациях значительно изменяется восприятие человека. Он, что называется, начинает впитывать в себя информацию, которая в обычных ситуациях оказывается зачастую абсолютно недоступной. Особенно много примеров в этой области дают воспоминания бойцов спецподразделений, летчиков-испытателей и т.п.

Достаточно давно установлено, что способность эффективно действовать в экстремальной ситуации – это именно способность, которая в чем-то сродни способности к живописи, музыке и т.п. Установлено, что данная способность у людей развита не одинаково. И никакая подготовка не в силах полностью нивелировать имеющиеся различия. Здесь также как в музыке. Всех можно научить играть на фортепиано, многих можно научить играть хорошо, но мастерами будут все равно немногие.

И до В.Звоникова существовало достаточно большое число тестов, которые давали объективную картину способностей человека к деятельности в экстремальных ситуациях. Вкладом В.Звоникова стало то, что ему, во-первых, удалось создать достаточно точную систему прогнозирования поведения на основе тестовых данных, а, во-вторых, и главное – практически разработать эффективную систему наращивания потенциала эффективности действия в экстремальных ситуациях людей, обладающих не выдающимся, а просто хорошим уровнем таких способностей. Если пользоваться музыкальной метафорой, он создал технологию, которая позволяла из людей, обладающих определенными музыкальными способностями, делать не середняков, а классных исполнителей. На мой взгляд, это самое важное, поскольку уникальных дарований немного. На них ставку делать сложно. А подтягивание уровня чуть выше среднего до высокого решает успех дела. Эта методика была с успехом применена в авиации и на железнодорожном транспорте, что позволило значительно снизить в этих отраслях количество ЧП и аварийности вследствие человеческого фактора. Применительно к спецназу методика позволила с одной стороны повысить результативность боевых действий, а с другой стороны – снизить уровень потерь.

Занимаясь человеком в экстремальных условиях, В.Звоников старался нащупать прежде всего те процессы, функциональные системы и т.п., которые позволяют мобилизовать спящий человеческий потенциал в подобных ситуациях и выходить победителем из положений, из которых казалось бы выхода нет. Эти поиски привели В.Звоникова в сферу, которую большинство авторитетных исследователей чураются. Речь идет о явлениях, которые сегодня обозначаются совершенно дискредитировавшими себя терминами, типа экстрасенсорики, парапсихологии и т.п. По этой причине сам Вячеслав Михайлович обычно указывает, что он занимается проблемами субсенсорного восприятия.

Вот уже несколько десятилетий страницы и печатных и электронных СМИ полны дискуссиями относительно наличия или отсутствия явления телепатии или дистанционной бесконтактной передачи информации от человека к человеку. В.Звоников подошел к этой проблеме, как подлинный ученый, твердо стоящий на позициях научной методологии. Он исходил из того, что недостаточно собрать коллекцию тех или иных феноменов, уникальных удивительных случаев. При всей важности такого коллекционирования в научном смысле оно ничего доказать не может. Научный вывод может быть сделан только на основе многочисленных воспроизводимых, контролируемых экспериментов. Соответственно В.Звоников и разработал методику проведения таких экспериментов, методы контроля, спроектировал специальное оборудование, которое подтверждает наличие или отсутствие такого феномена и т.п. Оборудование очень важно. Дело в том, что если решение будет выносить сам человек, то он может действовать по принципу: если нельзя, но очень хочется, то  можно.

Более того, подавляющее большинство экспериментов в этой сфере если и проводились, то проводились именно таким образом, когда сам заинтересованный экспериментатор выносил вердикт об успешности или не успешности в изучении феномена.

В 90-е и первые годы прошлого десятилетия были проведены сотни подобных экспериментов. Эксперименты проводились на базе соответствующих структур МВД РФ, Института психологии РАН и ЦКБ №1 МПС РФ. В них участвовали как обычные люди, так и те, кто называл себя экстрасенсами, а также  люди, которые прошли отбор на обладание определенным уровнем субсенсорных способностей. Как это ни забавно, выяснилось, что в среднем результаты тех, кто называл себя экстрасенсами и обычных людей практически не различались. Также следует отметить, что в экспериментах участвовали не только граждане РФ и русскоговорящие, но и граждане Великобритании, США и ряда других стран.

Дальше я хочу предоставить слово самому Вячеславу Михайловичу Звоникову.

«Ученые в других странах, занимающиеся подобными явлениями, находятся на статистическо-наблюдательном этапе. Они ограничиваются фиксированием этих явлений, описанием, не всегда стараясь проникнуть в их суть. И только мы занимаемся механизмами этих явлений. Стараемся постичь их глубину.   В нашей лаборатории мы создали модель для этих экспериментов, оснастили ее сложной техникой, приборами.

Мы рассматриваем влияние одного человека на другого дистанционным путем, без непосредственного соприкосновения и использования технических средств связи. Как один человек на сколь угодно большом расстоянии в силах воздействовать на другого. Эту способность иногда называют телепатией. Хотя речь идет не о передаче мыслей на расстоянии, а о передаче некой информации.

Наш метод заключается в следующем. Выбираются два человека. Причем сначала мы старались создать пару из двух экстрасенсов, заявляющих о своих способностях гнуть ложки, передвигать предметы, предвидеть события. В дальнейшем мы поняли, что иметь дело с такими людьми затруднительно. Они плохо укладываются в жесткую технологию эксперимента. И мы обратились к обычным людям. Подготовили группу. Многие в ней имеют психологическое образование. Способны фиксировать проявления собственной психики. И сам я участвую в этих экспериментах как испытуемый.

Для того, чтобы эксперимент состоялся, необходимо зафиксировать сам факт явления. А ведь это достаточно сложно, потому что физика явления неизвестна. Затем мы должны выявить целый ряд психофизиологических параметров, которые показывают, какие области мозга, других органов задействованы в создании того или иного феномена.

Мы используем метод так называемой стабиллографии. Она оценивает способности человека поддерживать свою вертикальную позу. Учеными создана чуткая платформа наподобие весов, на которую становится человек и она фиксирует малейшее отклонение от вертикали (В.Звоников в шутку называл этот прибор, разработанный по его чертежам Таганрогским заводом «Ритм», Балдометром – Е.Л.). Поддержание человеком вертикальной позы является его биологическим свойством и описывает множество других скрытых параметров его функционального состояния. На репециента, стоящего на такой платформе, воздействует другой человек на достаточном удалении и своим волевым усилием стремится отклонить его от вертикали.


Скажем тоньше. Изменить его позу. Оператору делается установка — отклонить испытуемого вперед-назад, влево-вправо. И мы с помощью чутких приборов фиксируем результаты этого эксперимента. Одновременно у обоих с помощью специальной электрофизиологической аппаратуры ведется запись множества параметров мозга, сердца, кровообращения. Снимается картина физиологического и психологического поведения. Мы в содружестве с другими учеными создали базу очень чувствительных приборов, которые выводят наш эксперимент на весьма высокий исследовательский уровень.


Показания приборов у обоих испытуемых синхронизируются между собой через спутник. Таким образом, два человеческих мозга, удаленные на сколь угодно большие расстояния, являют собой синхронизированную комбинацию показаний, и мы можем видеть, как состояние этих двух “датчиков” соотносится друг с другом по времени. Причем два эти мозга разделены не просто ширмой, а удалены один от другого, предположим, на двенадцать тысяч километров.

Наши эксперименты мы начали в условиях “комната-комната”. Потом решили резко увеличить удаленность в пространстве одного испытуемого от другого. Причем решили поместить “индуктора” в такие зоны Земли, за которыми установилась репутация повышенной геофизической активности. Зоны, которые отмечены как “чакры” Земли. Таких мест на планете достаточно много. Решили остановиться на двух. Тибет и Венесуэла. Те места, где своего апогея достигла монашеская культура и где зарождались великие цивилизации ацтеков и майи.

Именно отсюда через двенадцать тысяч километров мы и посылали сигналы в Москву, где находился второй участник эксперимента.

Эффект был даже сильнее, чем в условиях “комната-комната”. Причем мы не могли общаться с помощью обычных средств связи — там отсутствует всякая связь. Просто начинали эксперимент по заранее оговоренному времени.

Рецепиент стоял на платформе и не знал, когда в течение десяти минут произойдет воздействие, которое длилось сорок секунд. То есть я в течение этого времени посылал в центр психический импульс.

Методика следующая. В моем мозгу создается образ, картина, в которую помещен второй рецепиент. Затем я представляю себе путь, по которому движется мой импульс, я вместе с ним перемещаюсь и мысленно оказываюсь в Центре. Сосредотачиваю свое внимание на том человеке, беру его под свой контроль, фокусирую его в себе. И усилием воли стараюсь отклонить его в пространстве. Если мне удается одновременно держать его в пространстве и заниматься его отклонением, то результат получается положительный. Если созданный мною образ нечеткий, мне не удалось сконцентрироваться, меня отвлек скатившийся с горы камень или пролетевшая птица, то результат хуже».

Теперь о самом главном, о показанных результатах. В сотнях экспериментов «комната-комната» с самыми различными индукторами, обладавшими по тестам субсенсорными способностями на уровне, превышающем средний, показатель успешности составлял чуть больше 85%. В тибетских и венесуэльских экспериментах показатель был выше. Таким образом, можно сделать вывод, что Вячеславу Михайловичу Звоникову впервые в мире удалось неопровержимо в соответствии с самыми  строгими научными критериями доказать наличие феномена дистанционного взаимодействия людей в части передачи информации и бесконтактного, удаленного воздействия одного человека на другого.

Продолжение темы в следующем посте.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы