Июнь
24

Сетевая наука. Часть первая.

 

Те, кто успел поучиться в советской школе или институте хотя бы краем уха слышали о диалектике и переходе количества в качество. Как это ни смешно, диалектика оказалась права, и все новое действительно появляется скачком. Буквально в последний месяц скачок произошел в сетевой науке, а значит скоро можно ожидать и скачка в социальных сетевых технологиях.

Основы сетевой науки были заложены еще в начале прошлого века, когда чиновник австро-венгерской империи Дж.Морено создал науку социометрию, т.е. количественное изучение и исследование социальных взаимодействий.  С тех пор практически до конца ХХ века сетевую науку развивали в основном социологи. С появлением интернета ситуация изменилась и к делу активно подключились математики, информационщики, представители других отраслей знания.

В анализ сетей, и прежде всего, социальных сетей начиная с конца 90-х годов стали вкладываться большие деньги. Однако до последнего времени в основном все новации шли по линии применения все более изощренных математических и статистических методов и отработки новых программных решений. Что же касается качественной стороны дела, то в основном использовались наработки, созданные в первой половине прошлого века.

Есть основания полагать, что подлинный перелом происходит буквально на наших глазах. На прошлой неделе Камерон Марлоу, руководитель научной лаборатории Facebook провел встречу –пресс-конференцию с редакторами ведущих онлайн и офлайн журналов, пишущих как для исследователей, так и для массового читателя.

Прежде чем мы расскажем об основных мыслях, изложенных Марлоу на встрече, несколько слов о нем самом и роли, которую играет его подразделение в структуре Facebook.

К .Марлоу окончил MTI, работал в ведущем американском центре Bell Lab, стал лауреатом нескольких премий Федерации американских ученых и  Ассоциации исследователей компьютерных и информационных наук. До прихода в 2007 году в Facebook он создал знаменитый сайт Blogdex, который отслеживал самые быстро распространяющиеся в интернете темы обсуждений.

В Facebook он возглавляет научную лабораторию, в которой трудятся исследователи, специалисты в области когнитивных наук, социологии, математики, статистики, программисты, аналитики масс-медиа и бывшие офицеры, занимавшиеся информационными войнами. Интересен тот факт, что его кабинет является соседним с кабинетом M.Цукерберга. Более того, в рабочем графике последнего встреча с Марлоу является столь же приоритетной, как встречи с финансовым и исполнительным директорами Facebook.

Свою встречу с редакторами Марлоу начал с того, что сказал буквально следующее: «Facebook сегодня стал публичной компанией. Поэтому все члены команды озабочены вопросами капитализации, а соответственно и источниками получения доходов. Вы хорошо знаете, что Facebook для пользователей бесплатен. До сих пор главный источник доходов интернета – это, конечно же, реклама.

Хотя Web 2 в корне отличается от Web 1, пока подход к рекламе и монетизации и там и там один и тот же. Между тем, между Web 1 и Web 2 имеются фундаментальные, принципиальные различия. Web 1 – это в конечном счете взаимодействие независимых друг от друга людей с самыми различными сведениями и знаниями. Web 2 – это взаимодействие людей между собой. Это зависимые друг от друга люди. Основа Web 1 – это поисковик. Основа Web 2 – это социальный граф. Поэтому дальнейшее развитие Facebook – это  использование потенциала и возможностей социальных сетей. А для того, чтобы что-то использовать, нужно это что-то хорошо знать».

Далее Марлоу, отвечая на вопросы, отметил, что многие полагают, что Facebook – это очередной финансовый пузырь, каких в истории человечества было немало. Один из редакторов недипломатично сказал: «Не может доска объявлений с хорошим юзибилити стоить больше 90 млрд. долларов». Марлоу на этом ответил: «Я читал материалы очень многих инвестиционных аналитиков, которые проводили оценку нематериальных активов Facebook. И вот что меня там удивило.

Там вовсю оценивался бренд, приводилась масса расчетов относительно ценности аккаунтов сотен миллионов участников Facebook, приводились и другие соображения о нематериальных активах компании. Но никто не сказал главного. Главное же, на мой взгляд, состоит в том, что благодаря Facebook мир получил ни с чем не сравнимый массив качественных и достоверных данных о неизмеримом количестве людей и их общении. Причем, эти данные изменяются и развиваются в реальном масштабе времени.

Я бы даже сказал, что Facebook – это самая мощная в истории человечества машина для изучения самого себя. У нас теперь есть микроскоп, который позволяет нам рассматривать социальное поведение в самых различных масштабах и срезах. Никогда еще никто не мог оперировать данными, относящимися к миллионам и десяткам миллионов людей, вовлекать их в добровольные эксперименты. Вот это и есть главный актив Facebook.

Более того, как только мы научимся использовать этот актив, сегодняшняя капитализация покажется очень маленькой. Когда я говорю – использовать, я ни в коей мере не имею в виду, что компания будет манипулировать своими пользователями. Напротив, принудительная реклама на стартовых страницах поисковиков – это манипуляция. Сетевая наука, позволяющая выявить закономерности в динамике социальных графов различной размерности, открывает возможность понимания технологии зарождения и распространения информационных потоков. Вот это и есть то главное богатство, которое может быть монетизировано.

В последние месяцы нашему научному подразделению и исследователям из лабораторий и из университетов, с которыми мы взаимодействуем, удалось осуществить сразу несколько прорывов в сетевой науке, которые открывают принципиально новые перспективы для социальных сетевых технологий. Вот об этих направлениях я и хочу рассказать вам».

    Category БЛОГ     Tags

1 комментарий к записи “Сетевая наука. Часть первая.”

  • Дмитрий К 25 Июнь 2012 - 11:08

    А вы умеете заинтриговать)

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы