Июнь
7

Сирия: недалеко до Армагеддона

Без военных действий по дороге от Дамаска до горы Мегиддо, у подножья которой по Апокалипсису, произойдет последняя битва добра и зла, всего несколько часов езды. Так что от Сирии до Армагеддона совсем рядом. Однако мир не замечает этого. Согласно статистике Яндекс, число поисковых запросов «война в Сирии» упало за последние два года в 10 раз. По США аналогичная статистика Гугла показывает падение почти в 20 раз.

Однако о Сирии вспомнить все же придется. События там развиваются от плохого к худшему.  Только на первый взгляд происходящее в Сирии может затронуть Россию, Европу и весь мир меньше, чем украинский кризис.  Развитие событий в древнейшей ближневосточной стране чревато малоуправляемой эскалацией, все расширяющейся воронкой глобального насилия. В последние месяцы в Сирии перейден очередной рубеж на пути к катастрофе.

В докладе Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев, опубликованном в мае, сделан вывод, что в Сирии произошла крупнейшая с окончания холодной войны гуманитарная катастрофа. Всего перед началом войны в стране жило чуть больше 20 млн.человек. В  настоящее время более 7 млн. из них покинули жилища и стали внутренними беженцами. Четыре млн.человек покинули страну и разместились в основном в Ливане, Иордании и в Ираке, где и без того бушует война с ИГ. Сирия по числу беженцев превысила Афганистан (более 2 млн.), Сомали (1 млн.) и Судан (0,7 млн.). Более 12 млн. сирийцев лишены источников существования и нуждаются в срочной гуманитарной помощи, чтобы выжить. Экономики, инфраструктуры и систем повседневного жизнеобеспечения в стране, по сути, больше не существует. В стране четвертый год бушует тотальная война. Ее нельзя назвать гражданской. Сирия, также как любая страна, имела до начала событий внутренние проблемы и сложности. Они были усугублены самой суровой за последние десятилетия засухой, начавшейся незадолго до событий, обострившей социальные и экономические проблемы в стране. Однако война в Сирии – это бесспорно дело рук Саудовской Аравии, Катара, Франции, Великобритании, Соединенных Штатов при молчаливом попустительстве, а то и прямом содействии Турции и Израиля.

Американцы никогда не скрывали, что отправляли и отправляют финансовую помощь, технические средства и вооружение сирийской оппозиции и, в конечном счете, исламистам. На днях Президент Франции Ф.Олланд признал, что распорядился поставлять оружие сирийским мятежникам, невзирая на эмбарго, еще в 2012 г. Такое же признание в ходе избирательной кампании в Великобритании сделал один из лидеров консервативной партии. Иными словами, коалиция Соединенных Штатов, Франции и Великобритании, объединившись с саудитами и катарцами, принесли в благополучную, спокойную, по ближневосточным меркам светскую страну, тотальную войну, всеобщее разрушение, и создали  условия для создания крупнейшей в мире базы исламистского фундаментализма и терроризма.

На сегодняшний день сирийское правительство пока еще контролирует территорию, где проживает две трети населения страны. Она включает прежде всего Дамаск, Хаму, Хомс, средиземноморские районы, населенные алавитами, и Джебель-Друз. Однако военное и экономическое положение правительственных сил постоянно ухудшается. Единственная надежда на перелом связывается с прямым вмешательством иранских войск в конфликт. Но это в свою очередь может породить новые, еще более глобальные проблемы.

По сути, происходит распад Сирии. Северо-восток страны – Ракка и Дейр-эс-Зор захвачены Исламским Государством. Оно же захватило исторический памятник мирового значения – древний город Пальмира. В провинции Идлиб, откуда отступила сирийская армия, создан исламский эмират. Формально он подконтролен организованной Саудовской Аравией и Турцией коалиции Джабхад Фатх. Фактически же там руководит всем Джабхат-ан-Нусра – сирийское отделение Аль-Каиды. В районах Сирии у турецкой границы, вовсю идет создание курдской автономии, а фактически квазигосударства. На юге Сирии некоторые районы контролируются группами и группировками, входящими в состав так называемой Сирийской свободной армии, созданной на деньги и инструкторами США.

В Сирии идет война всех против всех. В ней участвуют сирийская армия, верные правительству Башара Асада добровольческие формирования, подразделения шиитского ливанского движения Хезболла и в ближайшее время возможно присоединятся иранские подразделения КСИР. С другой стороны военные действия ведут Исламское Государство, Джабхат-ан-Нусра, множество исламистских, опирающихся на народности или территории вооруженных группировок, финансируемых Саудовской Аравией и Катаром и, наконец, множество разрозненных групп, входящих в Сирийскую народную армию. Причем эти структуры зачастую сражаются друг против друга.

Сирия просто напичкана вооруженными формированиями. По различным оценкам военные подразделения Исламского Государства на территории Сирии составляют 20-30 тыс. человек. Численность отрядов Джабхат-ан-Нусра и их союзников оцениваются ресурсом http://terrorismheadlines.co.uk примерно в те же 25 тыс.человек. Кроме того, еще порядка 10 тыс. человек составляют мелкие разрозненные группировки, также воюющие против правительственных формирований.

По оценкам Международной кризисной группы, частной разведывательной компании «Стратфор» и близкого к израильской разведке ресурса DEBKAfile, в настоящее время в Сирии воюют примерно 4-6 тыс. европейцев, американцев и граждан стран СНГ. Следует особо отметить, что подавляющая часть иностранных боевиков и террористов в Сирии вместе с примерно 5-7% боевиков магрибского и ближневосточного происхождения – это обстрелянные, высокопрофессиональные боевики, получившие опыт ведения военных действий в самых сложных условиях, включая мегаполисы, промышленные зоны и прибрежные районы. Их боевые навыки не исчерпываются умением точно стрелять из различных видов оружия. Подавляющее большинство из них хорошо знают и разбираются в минном деле, знакомы не понаслышке с мини-ракетными комплексами, знают, как использовать компьютер не только для того, чтобы написать в Twitter или узнать расписание самолетов.

Здесь также уместно привлечь внимание е еще одной политкорректно необсуждаемой теме. Сирия вместе с ОАЭ располагала наибольшим числом высококвалифицированных инженерных кадров, людей, прошедших военную подготовку в серьезных учебных заведениях, людей, получивших первоклассное медицинское, компьютерное и проч. образование. Многие из этих людей не только лишились крова и работы, но и близких, родственников, жен и детей. Вполне понятно, что отныне многими из этих людей движет только жажда мести и мщение. И это отнюдь не малообразованные феллахи или погонщики верблюдов. Это инженеры, врачи, высококвалифицированные рабочие, агрономы и т.п. Многие из них уже бежали из страны. Во много раз число беженцев и людей, движимых жаждой мести увеличится в том случае, если правительство Башара Асада падет, а исламисты всех оттенков – от ИГ до Нусры прорвутся к средиземноморскому побережью, где проживают алавиты.  Причем не стоит прятать голову в песок и питать себя иллюзиями, что винить в гибели родных и близких и своих несчастьях они будут исключительно исламистов. Без сомнения все эти люди вспомнят начало войны, когда союзники обещали Сирии быть с ней до конца.

В последние несколько недель произошел ряд событий, совершенно не замеченных ни мировыми, ни российскими СМИ. Тем не менее, эти на первый взгляд, локальные события могут иметь глобальные последствия.

На слушаниях в Конгрессе, состоявшихся в первой декаде мая, ряд представителей разведывательного сообщества при поддержке некоторых сенаторов и конгрессменов озвучили мысль, что Башар Асад заключил негласное соглашение о перемирии с Исламским Государством, в то время как Джабхад-ан-Нусра – филиал Аль-Каиды, старается от нее дистанцироваться и войти в коалицию с умеренными силами, действующими против сирийского правительства и Исламского Государства. Понятно, что определенные силы в Америке готовят почву, чтобы поставить на одну доску не просто Б.Асада, но и все правительственные силы и связанные с ними группы и движения с ИГ.

Еще более зловещим является тот факт, что во время сражений в провинции Идлиб между сирийской правительственной армией и силами, во главе с Джабхад-ан-Нусра, с участием группировок Свободной сирийской армии, исламисты массировано применяли противотанковые ракетные комплексы с прицелами ночного видения «Тау» американского производства. США начали их поставлять своим союзникам из Свободной сирийской армии еще весной прошлого года. Теперь эти комплексы, по сути, оказались в руках объединенных вооруженных сил, где господствует филиал Аль-Каиды.

Но и это еще не все. Во время недавних боев все в той же провинции Идлиб, по сообщениям DEBKAfile, исламисты использовали мощные системы подавления электронных коммуникаций правительственных войск. Более того, согласно ливанским источникам, против сирийских ракетно-артиллерийских установок было применено кибероружие, выводящее из строя системы их управления.

Иными словами, в Сирии перейден очередной Рубикон. Западные страны в основном на деньги Саудовской Аравии и Катара, предоставили в руки исламских террористов самые современные виды вооружений, включая новейшие ракетные противотанковые комплексы и системы кибероружия. Если кто-то полагает, что эти вооружения останутся в Сирии, и будут сеять смерть только в Дамаске, Хомсе и Латакии, то это глубочайшее заблуждение.

Аналитикам, которые рассматривают сирийские события, пора задуматься не только о краткосрочных, но и среднесрочных последствиях возможной сирийской катастрофы. На территории Сирии сформировалось большое число хорошо оснащенных, спаянных боевых групп, чье ремесло – война.

Кроме того, в случае, если подразделения КСИР все-таки активно вступят в военное противостояние, они столкнутся не только с ИГ, но и с разношерстной коалицией, ядром которой является Джабхад-ан-Нусра. За этой коалицией стоят саудовцы, катарцы, частично турки и американцы. Фактически, на Ближнем Востоке начнется полномасштабная война между иранскими и саудовскими силами, ведущаяся хотя и прокси методами, но с каждым днем приобретающая характер прямого противостояния.

В случае, если правительству Башара Асада и его союзникам, из которых сейчас активно действует лишь Иран, не удастся сохранить централизованную власть, и придется окончательно отступить в алавитскую средиземноморскую крепость, то страна станет полем либо боя, либо договоренности между Исламским Государством и коалицией, во главе с Джабхад-ан-Нусрой.

Не надо быть Нострадамусом, чтобы понять, что сторона, которая в этом возможном будущем сражении или негласном политическом торге потерпит поражение, станет главной ударной силой наступления в Центральной Азии, т.е. республиках, которые раньше назывались советской Средней Азией. Фактически этот регион почти обречен на крупномасштабную войну. Именно здесь должен проходить новый Шелковый Путь. Именно сюда будут направлены основные ресурсы Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций. Эти инвестиции очень важны для Китая, который не может в одночасье перестроить свою экономику с мирового на внутренний рынок и поэтому рассматривает Шелковый Путь и целевое кредитование китайских производителей для сооружения этого пути как важнейший промежуточный этап своей экономической перестройки. Поэтому удар будет направлен именно сюда.

Большие события всегда предваряют на первый взгляд слабые сигналы. На прошлой неделе в ряды Исламского Государства перешел, причем по некоторым данным далеко не в одиночку, командир наиболее элитного подразделения таджикских государственных правоохранительных сил, таджикского ОМОНа, полковник милиции Гулмурод Халимов.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы