Дек
14

Умный интернет – 1

Зомбо-сеть или Сокровищница – вместо введения.

Интернет дает возможность добраться до океана разнообразной информации, знаний и контента. Но все больше научных исследований показывают, что Сеть превращает многих ее пользователей в рассеянных и поверхностных потребителей. Более того, Интернет, особенно в таких проявлениях, как Твиттер, социальные сети и т.п. серьезно влияют на процессы, происходящие в человеческом мозгу. Лауреат Нобелевской премии Эрик Кандель указывает, что лишь когда «мы уделяем серьезное внимание новой информации, мы в состоянии ассоциировать ее конструктивно и систематически со знаниями, которые уже есть в нашей памяти».

Патриция Гринфилд – один из ведущих мировых специалистов по психологии развития, проанализировала десятки исследований о том, как различные медиатехнологии влияют на наши когнитивные способности. В результате своего обобщения она пришла к следующему выводу: постоянно растущее использование медиатехнологий и, в первую очередь, Интернета и мобильной связи укрепило наш визуально-пространственный интеллект, но ослабила абстрактную логику, внимательность, способность к решению проблем, критическое мышление и воображение. Один из основоположников нейрофизиологии Майкл Мерженич провел за последние 40 лет сотни опытов. В конце прошлого года он заявил, что эти опыты показали способность мозга быстро и интенсивно менять нейронные цепи, подстраиваясь под нашу жизнь. В этой связи он очень сильно обеспокоен когнитивными последствиями постоянного отвлечения, связанного с мобильной связью, Твиттером и сервингом по Интернету, когда одной странице уделяется в среднем от 30 секунд до 2 минут. Он сделал вывод, что долгосрочное воздействие этих факторов на нашу интеллектуальную жизнь может быть смертельным. Термин «смертельный» – это эпитет Мержинича. Кстати, как показали многочисленные обследования, 70% пользователей социальных сетей имеют дело не с информацией, а с кратковременным случайным общением и видеоконтентом. И последнее, согласно мониторинга англоязычного и русскоязычного Интернета, почти 40% контента Сети составляет порнография в том или ином виде.

Иными словами, Интернет расслаивается на Сеть для умных и всемирное поле для зомби.

Сегодня, чтобы использовать возможности Сети как никогда важно ориентироваться в сервисах, программах, возможностях поиска разнообразной информации, ее обработки, хранения и формирования персональных баз знаний, нужных для бизнеса и для жизни. Именно этой тематике будут посвящены дальнейшие обзоры.

Креативный поиск

Как искать информацию в Интернете? Конечно, проще всего, используя поисковые машины. Но, этого недостаточно. Поисковые машины дадут максимальный эффект, если их сочетать с веб-каталогами, Интернет-рейтингами, форумами, сервисами «социальных закладок». О каждом из этих направлений мы поговорим отдельно. А начнем «от печки» – с поисковых машин.

Самый распространенный в Рунете поисковый сервис – это Яндекс. На него приходится более 60% всех поисковых запросов. Еще более высокие цифры дают пользователи старше 30 лет и женщины. Яндекс прост, дружелюбен, обладает многими дополнительными возможностями. Однако, есть и несколько «но». При поисковом запросе, даже с включенным «расширенным» поиском он выдает кучу мусора. По мнению целого ряда наиболее авторитетных Интернет-аналитиков, по поисковому запросу на первых страницах Яндекс выдает не наиболее полезные ресурсы, а нечто иное. Многие считают, что это «нечто» оказывается на первых местах по коммерческим соображениям. Наконец, любой поисковый запрос сопровождается рекламой от Яндекс Директ. С одной стороны, это, конечно, важно для продвижения товаров и услуг через Интернет и является мощным маркетинговым средством. Но, с другой стороны, отвлекает внимание от сути дела.

Вторым по распространению в России и абсолютным чемпионом мира является Google. В России на него на начало 2010 года приходилось более 20% поисковых запросов и его доля постоянно растет во всех категориях. Гораздо более высокие показатели Google имеет у пользователей до 30 лет и у мужчин. Объективно говоря, полезность поиска по Google даже для Рунета, по оценке большинства независимых аналитиков, выше, чем Яндекса. Также как и набор предлагаемых дополнительных сервисов и возможностей, включая поиск аудио- и видео- контента, автоматический перевод и т.п. Единственный, широко обсуждаемый в сети недостаток Google – это эмпирически доказанная и судебно подтвержденная склонность компании шпионить за своими пользователями. Но, как говориться, выбор – дело каждого.

Всего, только в Рунете в настоящее время действует почти 50 различного рода поисковых систем, охватывающих остальную часть поискового рынка. В рамках обзора я остановлюсь на четырех уникальных отечественных системах, которые лично мне нравятся больше всего.

Интеллектуальная поисковая система Нигма (www.nigma.ru) стремится не просто выдавать ссылки на сайты, а анализировать проиндексированные документы и предоставлять на запрос пользователя конкретную информацию. Уже сегодня по своей репрезентативности, т.е. соответствию запроса, она превосходит и Яндекс и Google. К настоящему времени поисковик имеет специальные сервисы по поиску книг, музыки, а также сервисы Нигма-математика, Нигма-химия и Нигма-физика. Ежемесячная аудитория Нигмы составляет более 3 млн. посетителей и устойчиво растет. Очень удобно и то, что поиск, наряду с Яндексом и Google, встраивается в наиболее распространенные браузеры, такие, как Firefox и Explorer. Система создана молодыми российскими разработчиками, выпускниками факультетов вычислительной математики и психологии МГУ. В последние годы ее финансирует и поддерживает мировой лидер в области интеллектуальных технологий – Стенфордский университет США.

В заключение, выскажу свое мнение. Наибольший эффект достигается от использования ни одной, а нескольких поисковых систем. Поскольку у каждой из них есть свои преимущества и уникальные возможности.

О специализированных поисковиках, мы поговорим в следующий раз.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы