Фев
13

Увидеть незримое. Введение

На днях прочла интересную и практически полезную книгу Александра Ачлея «Российская элита». Но речь не об элите. А.Ачлей в прошлом старший офицер ГРУ, а ныне – известный эксперт в области прогнозирования и автор нескольких увлекательных книг.

В прочитанной книге запомнились строки о разведке: «Разведка появилась на свет как часть военного искусства, ибо зачиналась она именно для достижения военного превосходства над противником. Цель разведки – основываясь на признаках увидеть незримое, дать четкие ориентиры, а также вскрыть сроки и масштабы того, что должно произойти. И все это надо сделать несмотря на активные помехи, методы противодействия, наличие концептуальных ловушек.

В разведке важны как рациональные, основанные на логике слов и действий, так и иррациональные, базирующиеся на чувствах и интуиции, факторы, которые и делают ее искусством в науке и наукой в искусстве».

В прошлом году гуру конкурентной разведки, бывший руководитель SKIP Крейг С. Флейшер отметил, что одной из наиболее востребованных функций конкурентной разведки является прогнозирование событий и тенденций. В своих выступлениях он неоднократно отмечал, что распознавание слабых сигналов, получение данных о ранних угрозах и создание работающих методик кратко и среднесрочного прогнозирования в бизнесе является одной из наиболее актуальных задач, которые стоят перед конкурентной разведкой. Однажды он даже сказал, что по этому вопросу конкурентные разведчики в долгу перед своими клиентами. Впрочем, от себя добавлю, что если бы только конкурентные разведчики… Вопросы прогнозирования вообще относятся к числу наиболее сложных. «Святой Грааль» в этой области ищут уже тысячелетия.

Увидеть незримое – а именно в этом заключена суть разведки – можно в будущем, настоящем и прошлом. В будущем – это прогнозирование тенденций и событий. В настоящем – это распознавание скрытых объектов, субъектов, ситуаций, а в прошлом – это расследование неизвестных обстоятельств и утаиваемых характеристик.

В серии постов я хочу рассказать о методах прогнозирования, которые появились в последнее время. Причем, выделить те из них, которые пригодны для бизнеса и в первую очередь для среднего, небольшого бизнеса, IT- проектов, стартапов и т.п.

Тысячелетиями предвидение относилось к сакральной сфере, либо к чистому искусству. Технологический подход к прогнозированию датируется 30-ми годами прошлого века, когда эти методы параллельно стали разрабатываться в США, Германии и в Советском Союзе.  При этом сразу же оговорюсь, что существует еще одна древняя технологическая традиция прогнозирования, но до последнего времени она находилась только в рамках восточной и прежде всего китайской цивилизации. О ней мы тоже расскажем, но в первых постах поговорим только о  тех методах и технологиях, которые сложились в рамках западной традиции и уже сегодня применяются для бизнес-прогнозирования в различных его сферах на Западе и в России.

Впервые активно методы бизнес-прогнозирования начали применяться в 60-е годы, а наиболее широкое их распространение естественно было связано с массовым внедрением персональных компьютеров и триумфальным шествием интернета. До сих пор подавляющая часть корпораций использует традиционные технологические методы прогнозирования, такие как метод Дельфи, сценарный подход, а с начала нынешнего века – Форсайт, который в значительной мере вырос из этих методов. Речь идет естественно о качественном, а не количественном прогнозировании.

Несмотря на то, что тысячи книг на всех языках мира в основном описывают экспертный подход и сценарное прогнозирование, как наиболее применяемое в бизнесе, эти методы мало пригодны для подавляющего числа компаний.

Проблема состоит в том, что и метод Дельфи и сценарное прогнозирование первоначально разрабатывались для военных и иных государственных нужд, а затем были адаптированы для бизнес-потребностей крупными корпорациями. Эти методы в своем традиционном смысле эффективны лишь в том случае, когда компании по карману привлечь большое число высококвалифицированных экспертов, имеющих различные точки зрения на предмет прогнозирования, а также способных посмотреть на него с точки зрения разных дисциплин знания и сфер опыта. Кроме того, традиционно метод Дельфи, сценарный подход и Форсайт, воспринявший все плюсы и минусы этих подходов, предполагают не только существенный бюджет, но и наличие значительных ресурсов времени, необходимых для выполнения всех процедур,  шагов, предусмотренных этими подходами.

Поэтому, несмотря на то, что эти подходы на государственном уровне, на уровне ТНК и крупного бизнеса во многих, хотя далеко не во всех случаях, дают удовлетворительные результаты, они не слишком полезны для среднего и тем более небольшого бизнеса. Но поскольку потребность имелась, то естественно появились и методы, которые пытались удовлетворить эту потребность. Наиболее распространенным в мире методом кратко и среднесрочного прогнозирования в бизнес-целях является так называемый «мозговой штурм». Этот метод сегодня существует в десятках различного рода модификаций, применяется в сотнях тысяч компаний по всему миру и, естественно, дает кое-какие результаты. Но, в общем и целом, поскольку методом то, по сути, он не является, а представляет собой не что иное, как упорядоченное проведение рабочего совещания по определенной тематике, больших результатов он не дает. Попыткой улучшить метод «мозгового штурма» стала система методов прогнозирования Де Боно, из которых наиболее известны «Шесть шляп мышления» и «Водная логика».

За рубежом, да и в России до сих пор проводится уйма тренингов, разрабатывается специальный софт и сервисы, направленные на повышение эффективности «мозгового штурма». Но сколько-нибудь заметного прогресса в сфере прогнозирования на основе указанных методов получить не удалось. Поэтому разработчики, методологи и бизнес стали искать новые, работающие подходы, которым и будет посвящена серия последующих постов.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы