Март
27

В ожидании Холмса

Совсем недавно суперкомпьютер Watson, а точнее даже кластер Голубого Гиганта – корпорации IBM, обыграл двух чемпионов в самой популярной американской телеигре Jeopardy, известной на нашем телевидении  как «Своя игра». Казалось бы, какое отношение имеет это событие к разведке? В нескольких постах я постараюсь доказать, что самое ни на есть прямое. И причем, не только к государственной, но и к самой что ни на есть частной, в том числе – конкурентной разведке.

16 фактов, которые надо знать об IBM, по мнению IBM и еще кое-что

Цена на акции IBM удвоилась за последние пять лет. В корпорации сейчас работает более 410 тыс.человек. Корпорация имеет более полумиллиона акционеров. Ее офисы расположены более чем в 200 странах мира. В этом году корпорации исполнилось 100 лет. Под именем IBM  корпорация существует уже более 75 лет. IBM первой создала электрическую печатную машинку. IBM последовательно разрабатывала технические решения основы компьютеров – физических носителей процессоров.  IBM впервые создала элементы хранения компьютерной памяти. Первый коммерческих компьютер тоже дело рук IBM. За последние 17 лет IBM получила американских патентов больше, чем любая компания в мире. Ежегодно компания тратит на исследования и разработки шесть миллиардов долларов, что превышает исследовательские бюджеты подавляющего большинства корпораций в мире.  В IBM работают пять лауреатов Нобелевской премии и самое большое число специалистов, награжденных высшими государственными научными премиями за выдающиеся достижения. 25% крупнейших суперкомпьютеров мира построены IBM. Начиная с 2000 г. корпорация купила более чем 120 компаний – обладателей патентов и разработок по наиболее перспективным направлениям. Сервера корпорации  IBM являются наиболее широко используемыми в мире бизнеса.

Теперь добавлю некоторые факты от себя, благодаря которым возможно станет понятным дальнейшее развитие решения Watson.

Надо сказать, что именно IBM построила одну из первых электронно-вычислительных машин в мире и впервые запустила производство электронно-вычислительных машин, если можно так выразиться, в серию. Был период, когда 80% компьютеров мира производились IBM.

Крайне интересным является то обстоятельство, что именно IBM мы обязаны персональным компьютером. IBM не просто создала первый полноценный серийный коммерчески выгодный персональный компьютер, но и предложила так называемую «открытую архитектуру». Фактически это означало, что компьютер собирался как конструктор из набора комплектующих. Более того, IBM предоставила в открытый доступ  и так называемую «архитектуру РС», на которой действуют до сегодняшнего дня практически все компьютеры, за исключением Аррlе. И было это еще в 1981 г.  При этом, сама компания с рынка персональных компьютеров ушла, сочтя его неинтересным.

Весьма показательным в этой связи является мнение авторитетных американских специалистов, составивших список 10 самых крупных ошибок в IT индустрии. Составляли этот список очень знающие люди. Так вот, решение создать коммерческий персональный компьютер, открыть архитектуру и уйти с рынка в число этих ошибок никто не включил.

Любая другая компания, потеряв монополию на рынке ЭВМ и не воспользовавшись просто гениальной разработкой персонального компьютера с открытой архитектурой потерпела бы крах, но с IBM этого не произошло. Напротив, компания продолжала процветать и крепнуть. Ради любопытства вбейте IBM в поисковую строку Вольфрам Альфа.

Голубой Гигант тем временем занялся совершенно другими направлениями. И они очень интересны.

Это масштабируемые сервера, которые могут наращиваться почти до уровня суперкомпьютеров и увязываться в распределенные сети. По сути, корпорация получила сотни тысяч заказчиков корпоративного рынка и возможно на этой основе  отрабатывает способы создания распределенных мегасуперкомпьютеров.

Собственно рынок суперкомпьютеров, ориентированный, прежде всего на правительственные заказы. Не зря IBM является одним из главных  IT подрядчиков военно-промышленного комплекса США, а также исследовательских центров, связанных с моделированием наиболее сложных процессов, например, климата и т.п.

Голубой гигант особое внимание сосредоточил на информационно-аналитических системах, полнотекстовом поиске и тем, что называется направлением искусственного интеллекта. Подробнее об этом в следующем посте. Пока же укажем, что именно IBM приобрел консультационное подразделение PWC и взял на себя функции создания системы анализа юридических документов. В двух словах поясню, почему он этим занялся. В Америке даже в самых крупных компаниях значительную часть дохода дают не  звезды компаний, а рядовые юристы, которые просматривают сотни, тысячи и миллионы страниц различных корпоративных дел. За просмотр каждой страницы выставляются счета, измеряемые по рядовым делам сотнями тысяч, а по крупны делам – миллионами и десятками миллионов долларов. Так вот, IBM создала систему, которая позволяет сканировать страницы и вытаскивать существенные факты. Т.е., решая абсолютно прикладную задачу, корпорация работала на будущее.

IBM сегодня является одним из признанных лидеров так называемых облачных вычислений. По сути, речь идет о том, что пользователь через интерфейс входит в систему, задает задачу, а все необходимые вычисления и операции осуществляются на удаленных серверах. Именно поэтому такой способ работы и получил название облачные вычисления. В последнее время IBM выиграла подряд на создание командного центра НАТО в облачном исполнении.

Глядь — сделал ход с е2 на е4

Компьютерные программы для игры в шахматы стали писать в США, в СССР, в других странах еще в 70-е годы в рамках казавшегося близким создания искусственного интеллекта. Шахматы, как логическая игра с определенными жесткими правилами как нельзя лучше подходила для алгоритмизации.  Но подлинный ажиотаж начался в 90-е годы и был связан уже не столько с искусственным интеллектом, до которого оказалось ох как далеко, сколько с одной стороны, с созданием мощных систем анализа многовариантных ситуаций, а с другой стороны, с надеждами на коммерциализацию. И надо сказать, и первые и вторые надежды вполне оправдались. В 1997 г. компьютер с символическим названием «Deep blue» впервые обыграл действующего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Суперкомпьютер был естественно корпорации IBM. Для нас важно то, что после матча Каспаров многократно высказывал подозрения в отношении своих противников из IBM в использовании человеческого фактора. Однако в дальнейшем компьютеры компании CheesВase неоднократно играли вничью, либо обыгрывали действующих чемпионов мира, пока, наконец,  уже в середине нулевых Крамник не проиграл свой матч Frit’z все той же фирмы CheesВase. Эти игры проводились уже ради чистой коммерции. Поскольку Frit’z был лишь усовершенствованной версией  обычного коммерческого продукта компании, которую каждый любитель может купить за несколько сотен долларов.

IBM выиграв у Каспарова согласно инсайдерской информации, появившейся в интернете, решила свою главную задачу создания программ, включающих множество взаимодействующих алгоритмов, не только рассчитывающих многовариантные динамично меняющиеся ситуации, но и предсказывающие их, а также использующие алгоритмы распознавания образов. Последние применялись согласно этой инсайдерской информации для того, чтобы компьютер мог в каком-то смысле конкурировать со свойственным только человеку способностью, как говорил великий М.Таль, «не считать, а видеть ситуацию».

Многие были уверены, что ладно жесткая логическая игра шахматы, вот в го компьютер никогда не обыграет человека. Но произошло и это. И тогда наступило время покера. В покере помимо правил присутствует непредсказуемость. Ведь игрок должен построить свою стратегию не видя карты противника. Ну и, кроме того, в покере значительную роль при выстраивании стратегий играет блеф, т.е. неоднозначное, зачастую, ложное поведение. В 2007 году состоялся матч лучшего компьютерного эмулятора для игры в покер, разработанного под руководством профессора Д.Шеффера из Университета Альберта. Играл он против двух лучших игроков. Матч состоял из четырех партий. В трех партиях была зафиксирована ничья, в четвертой победа была присуждена игрокам. Радостный Шеффер с тех пор зарекся играть с компьютером. И, видимо, правильно. Поскольку если бы к этому эмулятору программно присоединить, например, российскую систему VibraImage, которая позволяет программно распознавать по видеоизображению множество эмоциональных маркеров, включая ложь, то, вероятно, итог и этого матча был бы иным.

В следующем посте мы перейдем непосредственно к Watson’у и приблизимся к сегодняшним реалиям разведки.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы