Дизайн мышления… Что это такое?
Применительно к процессу конкурентной разведки есть много материалов, посвященных фазе анализа или аналитической разведки. Гораздо меньше внимания уделяется стадии информационного синтеза. Более того, я не встречала ни одной – ни русско-, ни англоязычной работы на эту тему. Оно и понятно. Именно на этой стадии результаты анализа, полученные в результате применения соответствующих инструментов и методов, дополняются эвристическими приемами, и синтезируется новая информация для принятия решений.
Одним из наиболее интересных и новых направлений деловой эвристики является школа дизайна мышления, впервые начавшая развиваться в Стэнфордском университете США. В этой связи, предлагаю оригинальный сокращенный перевод статьи, опубликованной в журнале Fast company.
Дизайн мышления… Что это такое?
Автор: Марк Дзиерск
Дизайн мышление состоит из четырех ключевых элементов.
1. Определение проблемы
Звучит просто, но правильно сделать это является самым важным из всех четырех этапов. Проблема должна быть превращена в задачу, которая может быть решена. Для этого нужно посмотреть на проблему под таким углом зрения и определить все возможности решения, прежде чем приступать к планированию и тем более исполнению. Возможности не должны сдерживаться какими-то рамками, связанными с привычками, накатанными способами решения и должны ограничиваться только факторами, которые невозможно преодолеть.
В дизайне мышления центральное место занимает наблюдение. Наблюдение должно дать вам сведения о том, что люди действительно делают, а не то, что они вам говорят.
Дизайн мышления предполагает, что на каждую проблему вы смотрите с нескольких точек зрения и используете разнообразное функциональное ее понимание. И применительно к каждому элементу задачи, которую предстоит решить, необходимо неустанно, как маленький ребенок задавать вопрос – почему? Эти вопросы надо задавать до тех пор, пока вы не получите ясные ответы и ясную структуру проблемы, ее причины. Наконец, время от времени вы должны прерывать процесс и начинать как бы с чистого листа. Это даст вам возможность избежать инерции мышления и сосредоточения на одних и тех же данных.
2. Создание и рассмотрение множества вариантов.
Даже самая талантливая бизнес-команда иногда попадает в ловушку привычных путей решения проблем. Особенно часто это происходит, когда на решение задачи отпущено мало времени. Дизайн мышления требует, чтобы даже если у вас уже есть очевидное решение, вы обязательно продолжали бы искать другие. Взгляд на проблему более чем с одной точки зрения и выбор из нескольких решений всегда дают более богатые результаты.
Мы должны привыкнуть, что у каждого человека есть свои собственные информационные фильтры, которые ограничивают его взгляд на проблему, накладывают отпечаток на понимание тех или иных фактов. Весь фокус состоит в том, чтобы добиться рассмотрения проблемы с различных точек зрения. И именно это различие точек зрения создает возможности. Поэтому работа в команде зачастую играет решающую роль. Дизайн мышления предполагает, что лучшие решения будут найдены, когда пять подготовленных человек будут работать над решением проблемы в течение дня, нежели когда один человек будет биться над задачей в течение пяти дней. И еще, используйте для решения проблем визуализацию, потому что схемы и демонстрации бывают для поиска решений гораздо эффективнее, чем тексты и слова.
3. Уточните выбранные направления
Полученные возможные решения при всей их кажущейся неочевидности нельзя сразу отбрасывать. Их необходимо принимать и развивать. Опыт – это не только наилучший помощник, но и зачастую убийца самых оригинальных решений. Даже самые сильные новые идеи и решения в зачаточном состоянии хрупки, спорны и кажутся неправильными. Дизайн мышления предполагает, что вы будете продумывать каждое решение, что называется до конца: смотреть последствия, просчитывать ресурсы, искать опасности. Только в этом случае будут созданы благоприятные условия для конкуренции вариантов решения и выбора наилучшего из них для вашего бизнеса, в ваших условиях. И еще. На данном этапе может возникнуть необходимость интегрировать несколько решений в одно. Это приводит нас к стадии 3,5.
Повторите 3,5 (опционально)
Дизайн мышления в этом случае предполагает, что в отношении интегрированного решения вы вновь повторите шаги 2 и 3.
4. Выберите победителя
На этой стадии сравните решения допустимые с позиций ограничений и факторов, на которые вы воздействовать не можете, и ресурсов, которые у вас есть и принимайтесь за дело. При этом, когда вы будете составлять планы и определять конкретные шаги, что нужно сделать, чтобы воплотить в жизнь лучшее решение, обязательно сохраните где-то отвергнутые решения. Потому что очень часто в другой ситуации, при других условиях эти решения окажутся лучшими, либо могут быть интегрированы с какими-то другими решениями.
P.C. Тех, кого заинтересовала тема дизайн мышление и возможности применения его в конкурентной разведке, здесь могут посмотреть часовую лекцию Ирины Кутеневой – единственного в России специалиста по дизайну мышления, прошедшую подготовку в Стэнфордском университете у классиков этого метода. Лекция естественно на русском языке.
2 коммент. к записи “Дизайн мышления… Что это такое?”
Прокомментировать
Последние записи
- Рецензия на книгу Р.В.Ромачева «История частной разведки США»
- Новое на блоге
- Воспоминание о будущем — 2050
- Новая среда обитания
- Главная технология ближайшего будущего. Битва за кванты
Архивы
- Март 2022
- Февраль 2022
- Март 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
Уважаемый Генрих! На Вашем сайте можно почерпнуть не только принципы информационного синтеза применительно к коммерческой разведке, но и эволюционный подход к ней. А книжка, действительно, отличная. Кто ищет, тот всегда найдет, в том числе и в Сети.
Спасибо за весьма любопытный материал (особенно за ссылку на лекцию).
Правда, не могу согласиться с ним полностью. Да не воспримут это прямым пиаром, но, по крайней мере с 2005 года я веду практический курс по разведывательному анализу (подробнее можно посмотреть здесь: http://obrazovanie777.narod.ru/plan.files/Page710.htm ) информации.
К разработкам Стэнфордского университета данный курс, вероятно, не имеет вообще никакого отношения, нов нем обобщены проверенные методики анализа и синтеза информации, апробированные опытом использования российских и зарубежных специальных служб. Данный курс, рассматривает, кстати, практически все содержание “дизайна мышления”.
Ну, и, ни что так НЕ стимулирует необходимость дизайна мышления – как работа над ошибками – даже и чужими.
Посему, осмелюсь порекомендовать одну из лучших книг по коммерческой разведке (которая, на самом деле, к разведке вообще не имеет ни малейшего отношения, но является таковой по своему содержанию).
Это книга за авторством Сидни Финкельштейна “Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы”
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1699193/
Рекомендую!!! Весьма актуальное чтиво…