Март
23

Экономические последствия украинско-российского конфликта для России

Чем многоаспектнее и многомернее процессы, динамичнее  события, тем важнее знать и иметь возможность проанализировать самые различные, в том числе противоположные точки зрения.  Для формирования аналитической картины очень важно знать всю палитру мнений, высказываемых  на те или иные события ведущими профессионалами в своих областях. Это полезно и при несогласии с позицией того или иного профессионала.

В этой связи предлагаю вниманию, на мой взгляд, спорную, но, как всегда дающую почву для серьезных размышлений и стимулирующую формирование собственной позиции статью одного из наиболее авторитетных российских, да и мировых аналитиков-статистиков Г.И.Ханина, в соавторстве с  Д.А.Фоминым.


Статья написана 10 марта 2014 г.

Ханин Г.И. Фомин Д. А.
Экономические последствия украинско-российского  конфликта для России

Хотя с момента острой фазы украинско-российского конфликта прошло очень мало времени, уже можно оценить первые его последствия для экономики России.

Здесь следует учесть реальное нынешнее состояние российской экономики. Оно характеризуется тем, что, исчерпав резервы восстановительного роста, российская экономика вступила в 2013 году  в период рецессии. Мы показали это в наших предыдущих статьях (1,2). Первые данные о развитии экономики России за февраль 2014 года, то есть еще до начала конфликта, говорят о том, что в феврале кризис продолжался. Лучше всего об этом говорит динамика производства электроэнергии. В феврале производство электроэнергии выросло на 0,8% по сравнению с февралем 2013 года. Однако, в феврале 2013 года произошло необычно большое снижение производства электроэнергии на 7,5% вместо роста в январе на  1,3% и марте на 0,9% , в среднем январе и марте на 1,1%. Очевидно, это произошло по климатическим причинам, которые очень сильно влияют на потребление электроэнергии. Если привести данные февраля 2014 года к средним значениям января и марта 2013 года (разница 8,6 %), то получится падение производства на 7,8% , C учетом опережения динамики (точнее потребления , которое в России практически совпадает с производством) производства электроэнергии над динамикой ВВП на три процентных пункта получается падение ВВП на 4,8%.

В отношении транспорта имеются пока данные о динамике перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Перевозки снизились на 0,6 %. С учетом возможной динамики перевозок второго крупнейшего перевозчика – трубопроводного транспорта, определяемого ростом производства нефти и газа на 1-2%, совокупный рост перевозок грузов может составить 0,5%. Грузоперевозки отстают от динамики ВВП на те же три процентных пункта, что дает рост на  3,5 процентных пункта. Получается падение  как средняя этих показателей на  1,3 %.

Но мы полагаем, что  более  показательными данные по производству электроэнергии, ибо они касаются всей экономики, а не только преимущественно добывающей промышленности,  как в перевозке грузов. Это значит, что и в феврале экономика заметно падала, возможно, лишь  несколько медленнее, чем в январе.

Российско-украинский конфликт еще больше обостряет эту кризисную ситуацию. Мы здесь не рассматриваем влияние неизбежного в условиях крупных социальных потрясений спада в экономике Украины на экономику России. Хотя спад будет очевиден, ибо  российско-украинский товарооборот весьма значителен. Достаточно указать, что в докризисном 2012 году объем российского экспорта в Украину составлял 27,2 млрд. долл. США, а импорт оценивался в 18,0 млрд. долл. США. Речь пойдет о влиянии реакции Запада на позицию России и экономических санкций Запада.

Очевидно, что ухудшение российских отношений  с западными странами должно было повлиять на экономику России. Прежде всего, на инвестиционный климат. Капитал очень пуглив. Немедленным результатом конфликта явилось огромное падение курса акций на бирже РТС  на 12%. Другим  тяжелым последствием явилось значительное падение курса рубля.  Чтобы его сдержать только за один ЦБ России потратил огромную сумму в 11 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России пересекли психологически важную черту в 500 млрд. долларов. Можно не сомневаться, что и иностранные и отечественные собственники “от греха подальше” начали массово вывозить капиталы из России. А ведь настоящие экономические санкции Запада, по-видимому, еще впереди. И они могут быть весьма болезненными.

При оценке возможного влияния экономических санкций стран Запада на экономику России следует  иметь в виду, что по объему ВВП эти страны превосходят Россию в 20-25 раз. Еще более важно то, что на эти страны приходится 65-70% ее внешней торговли. По многим продуктам и даже отраслям Россия очень сильно зависит и от экспорта и от импорта. В то же время доля России во внешней торговле западных стран ничтожна. В этих фактах коренное отличие положение экономики России  от экономики СССР. Доля  СССР и его союзников в мировой экономике составляла в 60-70-е годы 20-25%, а внешняя торговля преимущественно замыкалась внутри социалистических стран. И, тем не менее, СССР не выдержал экономического соревнования с Западом и тяжело переносил его экономические санкции.

Таким образом, экономические санкции для западных стран могут быть связаны с определенными неприятностями, а для экономики России носить катастрофический характер. Не факт, что  в связи с событиями на Украине эти санкции будут всеобъемлющими. Но исходить надо из худшего варианта. Не уверены, что, принимая решения по Украине, российское руководство взвесило все возможные негативные экономические последствия и выработало комплекс мер по их противодействию.

Другое следствие действий России – влияние на экономику России включение в ее состав ряда областей Украины, уже, несомненно, Крыма. Поскольку уровень доходов населения Украины примерно в два раза ниже, чем в России, это включение потребует больших дополнительных финансовых вложений.

Немаловажный аспект конфликта – уровень финансовой самостоятельности и экономического развития включаемых в состав России территорий. Уже известны данные по Крымской республике, озвученные руководителями экономического блока Правительства РФ. Бюджет Республики Крым дотационный, в 2012 г. финансовая помощь со стороны Киева достигала 66% его доходной части. В этом отношении Крым для Украины был примерно тем же, чем республики Северного Кавказа для России. В доходах консолидированных региональных бюджетов этих республик доля федерального центра составляет 89,0 (республика Ингушетия); 86,6% (Чеченская республика); 73,7% (республика Дагестан); 68,2% (Карачаево-Черкесская республика).

Обнародованы и официальные планы финансовой помощи Крыму. Инвестиционная программа Крыма оценена в 5 млрд. долл. США, из них 3 млрд. долл. планируется потратить на создание моста через Керченский пролив. Если в действительности эти проекты будут реализованы, то их стоимость вырастет в несколько раз, по аналогии с прошлыми российскими мегапроектами (система ГЛОНАСС, тихоокеанский саммит во Владивостоке, Сочинская олимпиада и т.д.). Также уже известно, что Минфин России выделит средства на покрытие дефицита бюджета Крыма в размере 35 млрд. рублей. По всей видимости, произойдет это в самое ближайшее время, после проведения референдума о вхождении республики в состав РФ.

Ухудшение международной обстановки обостряет проблему выбора дальнейшего экономического курса. Из экономического кризиса гипотетически можно выйти двумя путями: либо путем решительной либерализацией экономики и политического устройства или путем перехода к мобилизационной экономике, если не социалистического, то госкапиталистического типа. До сих пор российское руководство пыталось сочетать оба курса. В результате, был создан уродик. Он еще позволял расти экономике в условиях наличия производственных резервов и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, но по исчерпанию и того и другого, ведет к кризису. Жесткие экономические санкции Запада, финансовые тяготы по присоединению новых областей к России, не говоря уже, о возможных военных столкновениях с Украиной настоятельно толкают российское руководство ко второму пути. Ведь потребуются быстрые и болезненные структурные изменения в экономике в пользу импортозамещения, рост военных  расходов, сокращение личного потребления населения и наращивание производственных капиталовложений.

Но российская политическая и экономическая система, кадровый состав хозяйственного и политического руководства совершено не приспособлены к такому повороту. Нет даже хоть сколько-нибудь проработанной жизнеспособной концепции такого перехода. Это значит, что в условиях кризиса будет нарастать политический хаос и хозяйственная дезорганизация. Конфликт России и Украины вполне может выступить в роли катализатора, который  ускорит развитие кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Конфликт также имеет все шансы на перерастание из внешнего во внутренний. Эйфория от присоединения новых территорий пройдет очень быстро, а новая экономическая реальность вскоре разочарует население. Вряд ли оно готово конвертировать свои доходы, тем более сокращающиеся в условиях кризиса, в политические амбиции российского руководства. Что немало важно, в этом наблюдается полное единодушие населения и российской элиты, над которой нависла угроза не только сокращения доходов, но и потери накоплений за границей. Массовое недовольство населения, тщательно организованное и обильно финансируемое изнутри и извне, может привести к острым социальным конфликтам, которые рикошетом ударят и по экономике. Кажется все это не осознается до конца российским руководством, живущим в плену лукавых цифр,  которое  продолжает курс «business as usual».

1. Лукавые цифры против экономики России. – 2 февраля 2014 год,

2. Второй год очередного экономического кризиса в России: итоги января 2014 года. – 2 марта 2014 года.

    Category МНЕНИЕ ГУРУ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы