Июль
3

Конкурентная разведка: дисциплина, нуждающаяся в более широком признании

Оригинальный немного сокращенный перевод поста Peter Kaithan.

Не может быть никаких сомнений, что мир вступает в новую эру конкуренции и конкурентного соперничества. Учитывая турбулентность деловой среды поразительно, что меньшинство швейцарских компаний используют конкурентную разведку. Эта ситуация тем удивительнее, что ее использование стало просто обязательным в политике и даже в спорте.

Роль разведки как инструмента обеспечения принятия решений прослеживается с ее первоистоков, имеющих военное происхождение. Сунь-Цзы, самый знаменитый теоретик Китая, всегда отмечал ценность информации. Он писал, что, «обладая разведывательными данными можно избежать дорогостоящих ошибок, предотвратить поражение и проложить путь к уверенной победе». Наше теперешнее представление о разведке в основном сформировано Второй мировой и последовавшей холодной войной. Холодная война закончилась, но руководство всех стран по-прежнему все более и более зависит от разведывательных данных, позволяющих им обеспечить конкурентное преимущество над своими политическими и экономическими соперниками и партнерами.

Знание и предвидение относительно конкурентов в равной степени ценят сегодня и в спорте. Не один профессиональный хоккейный тренер не обходится без интеллектуального анализа данных и видеоанализа.

Но если мы обратимся к бизнесу, то данные свидетельствуют о том, что большинство компаний не занимаются систематическим сбором и анализом данных о конкурентах и рынках. Еще меньше компаний имеют представление о современных инструментах и технологиях прогнозирования и способах раннего предупреждения о намерениях конкурентов и изменениях на рынках. Между тем, вся логика современной           бизнес-среды говорит о том, что они должны заниматься в первую очередь именно этим, чтобы просто выжить. Пример нашей компании показывает один парадокс. Когда мы начинаем работу с собственниками, генеральными директорами и топ-менеджментом, они часто скептически настроены относительно конкурентной разведки и прежде всего из открытых источников. Как только у них оказываются результаты нашей работы в виде собранных, совершенно законными способами, проанализированных и представленных данных они изумляются и предлагают дальнейшее сотрудничество.

У конкурентной разведки есть несколько проблем. Одна из них – низкий уровень информированности руководителей о ее методах, технологиях и возможностях. Вторая проблема – это предубеждение. Я уже писал, что разведка первоначально обслуживала военное дело, а потом рассматривалась исключительно как прерогатива правительств. И естественно, что некоторая часть операций государственной разведки одной страны против другой носит на территории другой страны противозаконный характер. В результате сформировалось расхожее мнение, что разведка это что-то плохое и ее лучше избегать. Люди, занимающие даже высокое положение в бизнесе, зачастую мыслят стереотипами. Расплата бывает неизбежной. Но не собственникам бизнеса, не занятым в бизнесе людям от этого уже не легче.

Есть и еще одна совершенно странная причина, почему некоторые организации не практикуют конкурентную разведку. Она связана с бизнес-стилем организации. В одних организациях твердо установлен порядок, что в любом случае по любой проблеме босс знает все. Другие компании используют бюрократические методы работы, усиленные автоматизированными системами управления, сопровождающими чрезмерную регламентацию бизнес-процессов.  В эти прописанные бизнес-процессы зачастую конкурентная разведка просто не вписывается. Наконец, в заключение я хотел бы сказать, наш опыт показывает, что  большинство собственников и руководителей просто не знают об инструментах, программах и методиках, используемых в конкурентной разведке, и не догадываются о ее возможностях. В программах МВА конкурентная разведка не предусмотрена даже как часть модуля стратегического управления. В результате лица, принимающие решения в ХХI веке работают с инструментарием прошлых веков.

Как бы то ни было одно можно сказать наверняка. Время, когда можно было конкурировать, комфортно пребывая в невежестве, к сожалению, прошло.

Оригинал статьи здесь.

    Category МНЕНИЕ ГУРУ     Tags

1 комментарий к записи “Конкурентная разведка: дисциплина, нуждающаяся в более широком признании”

  • Евгений Ющук 3 Июль 2011 - 22:44

    Спасибо, Елена!

    В программах МВА конкурентная разведка не предусмотрена даже как часть модуля стратегического управления.

    Стало быть, мы впереди планеты всей :) Я на программе MBA в УГТУ-УПИ уже несколько лет курс конкурентной разведки читаю.

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы