Июнь
16

В поисках инсайта

В наши непростые во всех смыслах времена резко повышается цена решений, принимаемых в любых сферах деятельности и конечно же в бизнесе.

В конечном счете, деятельность подавляющего большинства функциональных подразделений любой компании – от многонациональной корпорации до маленького семейного бизнеса подчинена обеспечению принятия первым руководителем, либо ключевым собственником единственно правильного решения. Как к никакому другому виду деятельности, это относится к конкурентной разведке.

Любое решение, в конечном счете,  – это решение какой-либо задачи или проблемы. Как писал знаменитый системщик и математик Имре Лакатос: «Проблема – это задача, которая ранее не решалась или была неизвестна решающему». А великий французский исследователь Анри Пуанкаре отмечал, что проблема – это задача с неясно поставленными условиями и непонятными способами решения.

Есть устойчивое ощущение, что в наше время перед лицами, принимающими решения все чаще оказываются не просто сложные задачи, а подлинные проблемы. Поэтому неудивительно, что во всем мире работают мощные междисциплинарные коллективы, занятые разработкой методов, облегчающих решения подобного рода проблем. Как правило, такие коллективы работают под брендом когнитивной психологии и ищут эффективные эвристики. Найденные эвристики засекречиваются похлеще, чем рецепты самых дорогих лекарств, их охраняют пуще высококапитализированных патентов.

Особенно ценятся эвристики, имеющие отношение к так называемому инсайту, т.е. озарению. Российские творческие коллективы находятся отнюдь не среди аутсайдеров в этой гонке мыслетехнических вооружений. Об этой работе и некоторых достижениях дает намеки замечательный российский психолог, доктор психологических наук, профессор ВШЭ, РАГС и Института психологии РАН Владимир Спиридонов в своей короткой 11-минутной лекции «Явление и понятие инсайта».

    Category МНЕНИЕ ГУРУ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы