Дек
23

Новости из конюшен. Второе полугодие.

Видимо понадеявшись, что майя не обманут прогрессивное и не очень человечество и роковая дата наступит, разработчики поисковых систем в 2012 г. не баловали нас заметными новинками. Не появилось во втором полугодии и не одного сколько-нибудь примечательного нового проекта среди поисковых систем.

Сохраняется равновесие и в распределении долей на рынке поисковых систем. В подавляющем большинстве стран мира Google незыблемо удерживает свои позиции. После первоначальных успехов стабилизировалась доля Bing. Продолжает ускоренными темпами, по экспоненте развиваться Blekko. Но поскольку стартовые позиции были очень низки, то впечатляющий рост в течение текущего года к заметному перераспределению на рынке не привел.

Ну а в Рунете вообще все спокойно и лучше всего описывается известной цитатой памятного  кинофильма «Неуловимые мстители». Yandex  прочно удерживает свои примерно две трети рынка. Google не менее спокойно занимает остальную часть. Так и не появилось обещанного нового собственного поисковика у Mail.ru. Тихо в тоске стагнирует Nigma. А Quintura успешно продали американцам.

Тем не менее, в самом конце года два ведущих поисковика Yandex и Google разродились сенсационными новостями.

C  декабря Yandex запустил новый поисковый алгоритм «Калининград». По словам одного из директоров Yandex Григория Бакунова, главное в новом алгоритме – это персонификация. В части персонификации Yandex выделил три основных направления своей работы.

Во-первых, «это – быстрый доступ к любимым сайтам». На практике это означает, что если вы ввели тот или иной поисковый запрос, то наверху окажутся не обязательно лучшие и наиболее информативные сайты, а сайты, которые вы, либо люди, близкие вам по характеристикам, уже посещали ранее. Тем самым фактически человек отучается от активного глубокого поиска и приучается к шаблонным, стереотипным операциям. С одной стороны, это удобно для домохозяек, о которых постоянно заботится Yandex, а с другой – позволяет лучше, чем раньше монетизировать поисковые результаты.

Пока, к счастью, персонифицированный поиск еще можно отключить. Но, по мнению разработчиков Yandex, таковых найдется не больше 5% от общего числа пользователей.

Во-вторых, это гораздо более широкое, чем сегодня, использование поисковых подсказок. В частности это будет выражаться в том, что ваш поисковый запрос будет самим Yandex правиться и приводиться к виду запроса, который сформулировало большинство пользователей.

В-третьих, улучшить персонификацию Yandex собирается за счет учета ранее сделанных запросов. Предположим, что вы постоянно делали запрос «доставка пиццы». А однажды решили, что хватит есть фастфудовскую пиццу и пора научиться ее готовить. Соответственно вы введете запрос «рецепт пиццы». С нового года в ответ на этот запрос сначала вы получите длинный перечень все той же доставки пиццы, а где-нибудь ближе к концу – рецепты. Объясняет это команда Yandex следующим образом: «Забивая выдачу результатами, основанными на прошлых запросах, новый интерес мы убьем. Мы это понимаем и поэтому мы не игнорируем ваш новый интерес. Мы просто сначала показываем вам ваши привычные интересы, имея в виду, что в запросе вы просто могли ошибиться».

В общем, наш главный российский поисковик твердо следует курсом на максимальное упрощение поиска, программирование пользователей на привычные шаблонные и не требующие особых интеллектуальных усилий действия и все более глубокую монетизацию платформы не только за счет рекламы, но и за счет самих поисковых запросов.

А в это время, на прошлой неделе Google сделал директором по техническим разработкам знаменитого американского изобретателя, математика, писателя и прогнозиста Рея Курцвейла. Последний уже сегодня вошел в историю своей теорией сингулярности, которая используется повсеместно – от программных решений до социальных теорий, от планирования технологий до анализа финансов. В качестве технического директора Курцвейл будет курировать три направления.

Во-первых, перед ним поставлена задача в обозримые сроки, а это по оценкам многих экспертов, порядка двух-трех лет, создать систему распознавания образов в потоковом видео. Фактически это означает следующее. Если Курцвейлу и набранной им команде удастся решить задачу, а в этом мало кто сомневается, через два или три года можно будет  искать, например, человека не только по текстам и фото, но и по всему видео, загруженному в хостинги, типа YouTube. C учетом же того, что буквально с каждым месяцем доля профессионального и пользовательского видеоконтента растет по экспоненте, есть основание полагать, что Google получит решающее конкурентное преимущество в виде поисковика в реальном времени по видеоконтенту, опирающемуся на анализ изображений, а не тегов и подписей, как это происходит сегодня.

Другая задача, поставленная перед Курцвейлом и его командой – это создание рассчитанной на рядового массового пользователя программы голосового, без клавиатурного ввода и вывода информации с компьютера. Предполагается, что данная система сможет быстро обучаться под голос конкретного хозяина гаджета, будет индифферентна к языкам и может быть упакована не в сервера и десктопы, а даже гаджетры типа планшетников Google.

Последним, третьим направлением, которое при представлении Курцвейла было названо самым главным, но по которому не сделано пока корпорацией никаких комментариев, это направление практических разработок в области полноценного искусственного интеллекта.

Вот такие предновогодние новости. И что называется – почувствуйте разницу.


Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы