Авг
5

Прикладная поведенческая аналитика

В России появилось и функционирует изрядное количество сервисов социального мониторинга. Наиболее активно в функционале этих сервисов используется так называемый эмоциональный анализ. Грубо говоря, это мониторинг эмоционально окрашенных текстовых оценок того или иного объекта.

В этой связи заслуживает внимания запущенный более года назад компанией BehaviorMatrix сервис Emotional Indexes. Ежедневно пользователь сервиса получает эмоциональную оценку интересующего его объекта (человека, компании, бренда и т.п.) по более чем 30 показателям, каждый из которых характеризует отдельную эмоцию, либо социальное отношение. Индекс построен как количественная оценка, нормированная к 100. Каждый день индекс показывает как абсолютное отношение по каждому показателю, так и его изменение в процентах и пунктах. В качестве  оцениваемых эмоций используются, например, радость, страх, негодование, удовлетворение и т.п. В качестве отношений, например, лояльность, доверие и т.п.

Эмоции оцениваются на основе лингвистического анализа, когда каждой определенной эмоции соответствует своего  рода облако слов (терминов) в совокупности характеризующих данную эмоцию. Создатели индексов, в число которых входят ведущие американские психологи и специалисты по переводу качественных измерений в количественные показатели, не раскрывают алгоритмов расчета индекса. Однако из их интервью можно понять, что речь идет не о простом суммировании слов, характеризующих ту или иную эмоцию, как это имеет место в российских сервисах, а о существенно более сложном подходе. В его основе, судя по всему, лежит установление определенных связей между множеством слов, характеризующих данную эмоцию. Т.е. речь идет не о простой арифметике, а о совмещении количественной динамики со структурным анализом внутри облака слов, характеризующих эмоцию.

Создатели продукта видят свою главную миссию не столько в мониторинге отношения к объекту, что лежит на поверхности, сколько в прогнозировании. В свое время великие советские психологи и психофизиологии, прежде всего, Анохин-Бернштейн-Узнадзе установили, что эмоции выполняют роль своеобразного навигатора. Т.е. человек, в основе поведения которого лежит прогнозирование будущих событий, сначала что-то чувствует, а потом об этом размышляет. Соответственно, в повседневной жизни эмоции в значительной степени определяют не только практические поступки, но и  рациональные размышления. До начала 2000-х такой подход был чужд американской психологии и шире западной науки вообще, лежащей в основе практической экономики, маркетинга и т.п. Все они исходили из того, что человек – существо полностью рациональное и соответственно в своей экономической деятельности и поведении действует не на основе эмоции, а на основе расчета.

Однако успехи инвестиционных проектов Д.Сороса  70-х годов были в полной мере осознаны к концу ХХ века. При этом Сорос неоднократно в выступлениях указывал, что построил свою знаменитую теорию рефлексивного управления практически исключительно на советских психологических разработках. Когда эта теория принесла миллиарды, она стала интересна западным исследователям. Они широким фронтом преступили к работам в этом направлении. Уже в ХХI веке были получены несколько Нобелевских премий по экономике и другим наукам за достижения в области поведенческой или эмоциональной экономики и психологии. Как водится, к этому времени об Анохине сотоварищи прочно забыли.

Наконец, во втором десятилетии ХХI века поведенческая психология, базирующаяся на теории активных эмоций была реализована как веб-сервисна платформа. За год своего существования компания получила более 1200 клиентов, среди которых есть как компании, входящие в список Форбс 500, так и большое число крупных, средних и небольших компаний.

Активнейшим образом платформа используется профессионалами политтехнологий, информационных войн и манипуляции массовым потребительским и общественным сознанием. Ну а в России появляются все новые клоны сервисов социального мониторинга, повторяющие западные платформы 3-5 летней давности.


Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы