Скрытая сторона графа знаний
На прошлой неделе Google начал использовать алгоритмы семантического поиска и выдавать их результаты на главной странице поисковой выдачи. Этот функционал получил название «графы знаний». В настоящее время Google создал индекс семантического поиска, включающий упоминание по более чем полумиллиарда объектов и 3,5 млрд. фактов, событий, упоминаний, связанных с ними. В качестве исходника для формирования графа были использованы такие источники данных, как Freebase, Wikipedia и Книга фактов ЦРУ, данные Всемерного банка и т.п..
Теперь Google вместе с основной поисковой выдачей предоставляет короткую справку в стиле WolframAlfa и список объектов, обозначаемых поисковым словом или запросом. Например, введя поисковый запрос Леонардо Да Винчи, можно получить объекты – художник, корабль, кинофильм, книга и даже одноименное казино, существующее в одной из стран.
Вообще надо сказать, что пионером такого подхода к поиску была российская система Nigma.ru. Эта система в удобном для пользователя виде реализовала подход к семантической фильтрации объектов, позволяющий значительно повысить релевантность поиска. Однако вот уже несколько лет система практически не развивается также как и другие российские поисковики, за исключением Яндекса.
Интересно отметить, что семантический поиск Google доступен только на английском языке, исключительно для жителей США и Великобритании. При этом руководители компании отказались отвечать на вопрос, собираются ли они реализовать семантический поиск на других языках.
Поисковый инженер Google Бен Гомес сказал: «Наша цель – помочь вам более глубоко изучить тему. Мы обеспечим вас основой, которую можно использовать для организации информации. Если же вы захотите более глубоко разобраться в теме, мы предоставим вам ссылки на страницы в интернете». Подавляющая часть экспертов отметила, что новый подход к поиску позволяет Google на большее время задерживать пользователей на странице поисковой выдачи. Соответственно, резко возрастает и стоимость рекламы на ней.
Надо сказать, что Google мог реализовать этот подход еще пять лет назад. Уже в 2007 году Google были частично разработаны, частично приобретены патенты, позволяющие осуществлять семантическую фильтрацию и выделять классы объектов в рамках общего наименования.
Возникает вопрос, почему Google ждал столько лет и запустил эту систему только сейчас. Существует несколько вариантов ответа. Мне представляется, что одной из главных причин является огромная популярность в Америке вопрос-ответных сервисов, аналогичных мобильных приложений и успехи WolframAlfa.
Вопрос-ответный подход отличается от поиска тем, что сразу же выдает пользователю концентрированные как правило, релевантные, сведения о том или ином объекте, субъекте, товаре, услуге и т.п. В принципе, как представляется, неявный переход на вопрос-ответную систему стал причиной того, что вот уже несколько лет поисковые алгоритмы Яндекса практически не совершенствуются. В отличие от американцев руководители Яндекса, отвечая на соответствующий вопрос, откровенно высказались относительно запросов и уровня пользователей. Смысл ответа был в том, что раньше в интернете жили продвинутые юзеры, а теперь сидят беспросветные ламеры, которые не хотят ничего искать, а желают получить все готовое и «на блюдечке».
В связи с графом знаний хотела бы обратить внимание на скрытую сторону этой новации. С одной стороны, очевидно, что Google заинтересован в большем времени пребывании на своих страницах. Он вынужден отвечать на запросы пользователей, требующих облегчения поиска, а точнее, желающих вообще отказаться от каких-либо усилий. Однако, в перспективе понятно, что главное богатство Google – это не только и не столько пользователи, сколько владельцы сайтов, блогов и других ресурсов. Вся экономика корпорации построена не на плате пользователя, а на оплате со стороны тех, к чьему ресурсу Google доставляет этих самых пользователей.
Как будут развиваться события дальше? Очевидно, что в любом деле по мере его развития идет процесс перехода от универсальных систем к дифференцированным. Самый яркий пример – это дифференциация товаров и услуг по ценовым нишам. Соответственно в самые ближайшие годы можно ждать дифференцирования поисковиков по уровню продвинутости или, о чем не принято говорить, интеллекта пользователей. Одних будут удовлетворять элементарные вопрос-ответные машины и приложения, для других будет сохраняться усовершенствованный современный поиск, для третьих, вероятно, будут созданы поисковые машины, позволяющие использовать в автоматическом режиме гибкие языки запросов и многообразный функционал поиска. Думаю, что Google запустив свой граф знаний, сделал первый шаг в этом направлении. Как мне кажется, поисковый гигант отнюдь не захочет делиться никакой частью своих пользователей с другими поисковиками. А соответственно весьма вероятно, что в скором времени в рамках единой поисковой платформы Google предложит несколько отличающихся алгоритмами, функционалом и способом организации поисковой выдачи поисковых машин, рассчитанных на различные категории пользователей.
Прокомментировать
Последние записи
- Рецензия на книгу Р.В.Ромачева «История частной разведки США»
- Новое на блоге
- Воспоминание о будущем — 2050
- Новая среда обитания
- Главная технология ближайшего будущего. Битва за кванты
Архивы
- Март 2022
- Февраль 2022
- Март 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010