Ноя
27

Сверхновый поиск

Я уже писала о провидческих решениях Джобса и его команды в конце 80-х. Писала я и о программе SRI international от DARPA. Одним из плодов этих решений сегодня многие практически пользуются посредством Siri.

Еще более революционная разработка запущена летом этого года. Сейчас она вышла из опытной эксплуатации и стала доступна для всех. Речь идет о  принципиально новом, в корне отличном от всех существующих, поисковом сервисе   Trapit. Цель Trapit по словам его учредителей Хэнка Нотхафта и Дэвида Шаера – сделать поиск в интернете максимально глубоким, эффективным и ориентированным на того, кто этот поиск осуществляет. Здесь важно оговориться, если традиционные поисковики идут в направлении персонализации путем создания в чем-то принудительной картины интернета для пользователя, то подход Trapit иной. Традиционные поисковики принудительно персонифицируют поиск, а в  Trapit это осуществляется путем диалога и взаимного обучения поисковика и пользователя.

Принцип работы нового сервиса состоит в следующем. Компанией отбираются наиболее качественные ресурсы, с которых и начинается сбор информации. В момент запуска стартапа таких ресурсов было 50 тыс., сейчас – больше 120 тыс. и количество непрерывно увеличивается. Эти ресурсы сами по себе в значительной степени являются агрегаторами информации.  Ресурсная база формируется алгоритмическим путем и фильтруется экспертами. В этом сходство с Blekko. Но дальше начинаются различия.  На выдаче Trapit, что в переводе с английского означает – ловушка, получает коллекцию по интересующей пользователя теме. Существуют готовые коллекции. Пользователь может также сам задать тему и алгоритмически будет сформирована новая коллекция.

Дальше начинается самое интересное. Сервис анализирует, какие из ресурсов коллекции интересуют пользователя и, используя методы генетического программирования и элементы искусственного интеллекта, самообучается, подстраиваясь под интересы и даже стиль поиска конкретного пользователя.

Происходит своего рода создание комбинированного интеллекта: с одной стороны – алгоритмы, прообраз искусственного интеллекта, с другой – сам человек. Причем алгоритмы постоянно самообучаются, повышая релевантность поиска. Создатели сервиса говорят, что тем самым они уходят от статического характера выдачи поисковыми машинами с необозримым количеством ссылок и не допускают создания интернет-пузырей, сформированных в значительной степени коммерческим подходом к поиску. Главное, Trapit  – это не просто система поиска, а, пожалуй, первая система, где алгоритмически-поведенческий поиск совмещен с динамической фильтрацией и конденсацией информации.

Вот на этом я бы хотела остановить ваше внимание.  В условиях, когда число ресурсов и количество информации во всех форматах в интернете превысило все мыслимые и немыслимые размеры дальнейшее совершенствование поисковиков без создания систем конденсации информации и ее не коммерческой, а содержательной динамической фильтрацией – это просто дорога в «никуда». Если не считать только пунктом назначения интернет-магазины.

В то же время Trapit – это и не столь популярный сейчас вопрос-ответный поисковик, когда на свой вопрос вы получаете один конкретный ответ.  Любой человек, занимающийся конкурентной разведкой, да просто, информационным поиском, понимает, что вопрос-ответные машины типа WolframAlfa чрезвычайно полезны, но имеют свою нишу применимости. И не дай бог получить вопрос-ответный интернет.

Проект хорошо финансируется. Безусловно, частично финансированием занимаются частные инвесторы. Но можно предположить что, будучи частью проекта CALO, этот сервис подпитывается и источниками в Министерстве Обороны США. Правда, для пользователей это безразлично, поскольку американских военных интересуют не пользователи, а отработка самообучающихся алгоритмов поиска и конденсации информации, ориентированных на конкретного пользователя с его запросами, вкусами и стилем работы.

Со следующего года проект планирует подписать соглашение с крупнейшими медиа компаниями и платными базами данных, в том числе и бизнес-данных и поставлять пользователям контент из них на платной основе, но по ценам ниже непосредственного доступа.

Следует подчеркнуть, что число пользователей Trapit растет в геометрической прогрессии. Стать ее клиентом очень легко, можно получить доступ по email, а можно просто через свой эккаунт в Facebook или Twitter. Я это уже сделала и с удовольствием использую эту уникальную систему.


Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы