Сен
26

Демонтаж «белой» Америки? Пост первый.

Публикую работу полноправного соавтора блога attiks1972, посвященную проблеме, выходящей за рамки не только  нынешней избирательной кампании, но и ситуации в США, имеющей глобальный характер. Статья публикуется в авторской редакции, разделенная на три поста.

«Число чисто белых людей в мире пропорционально очень невелико. Вся Африка черная или темно-коричневая. В основном темно желтая Азия. Америка (за исключением новых переселенцев) полностью небелая. И в Европе, испанцы, итальянцы, французы, русские и шведы обычно имеют то, что мы называем смуглым цветом лица; равно как и немцы.  Только Саксы,   вместе с англичанами являются исключением и составляют основу белых людей на земле. Мне  было бы  жаль, если бы их численность не была увеличено. Почему мы должны увеличивать число сыновей Африки, расселяя их по Америке, где у нас есть по-настоящему хорошая возможность, исключить всех черных и желтых, увеличив число прекрасных белых? Да, возможно я неравнодушен к цвету лица моей Страны, но такой вид пристрастия естественен для Человечества». США Б. Франклин, эссе 1751 года, “Наблюдения Относительно Увеличения Человечества, Населения, Стран, и т.д.”

« В наибольшей степени будущее человечества принадлежит англосаксонской расе». «The Anglo-Saxon Century and the Unification of the English-Speaking People» -1903 Джон Рандлольф Дос Пассос.

В качестве эпиграфа к настоящей статье я привожу цитаты двух знаменитых людей США – Бенджамина Франклина – одного из отцов основателей США и   Джона Дос Пассоса – известного американского писателя. Два этих высказывания помогут нам лучше понять роль и место  белого англо-саксонского этноса в истории США,  как в прошлом, так и в настоящем, равно как разобраться в таком понятии, как «белый американец».

В наши дни стали общим местом высказывания о том, что современный мир, на настоящий момент, претерпевает масштабные системные изменения. Много исследований посвящено глобальным процессам, связанным с изменениями сложившегося миропорядка, демонтажу капиталистической системы, отдельных ее институтов,  утрате государством своей роли.

В ряду затрагиваемых проблем, в частности, является интересным вопрос о все уменьшающейся роли государства  и   утрате им суверенитета,  постепенной замене государства, как основного игрока  на мировой арене,- надгосударственными структурами управления. В связи с этим возникает вопрос доказательственной базы, подтверждающий такое положение вещей. Сложность заключается в том, что  данные о таких изменениях часто даются фрагментарно, неявно (не называя вещи своими именами), выделяя какие-то аспекты  и оставляя другие в тени. Отражение данных процессов, зачастую, становится видным по косвенным признакам.

Так, в рамках широко обсуждаемого системного кризиса, как одно из его проявлений, в последнее время в центре внимания СМИ оказался  вопрос иммиграции, в частности приток  большого количества беженцев в Европу.

Немного в тени оказалась проблема иммиграции в страну, которая официально провозгласила себя «страной иммигрантов» – США.

Президент США Б. Обама так высказался в своей речи, произнесенной 04 июля 2014 года, в честь дня независимости США,  относительно роли иммиграции в США:

«Идея по привлечению иммигрантов в нашу страну является главной в нашем образе жизни — это находится в наших ДНК. Мы верим в наше разнообразие, в наши различия, будучи  объединенными единым набором идеалов, это то, что делает нас более сильными, что делает нас более креативными, делает нас такими разными. Все эти различия позволяют нам создать что-то новое здесь в Америке».

Казалось бы, при столь оптимистичном подходе к иммиграции, о каких проблемах может идти речь в США?

И, тем не менее, в средствах массовой информации США в последние годы активно обсуждаются именно проблемы иммиграции. Свой пик такое обсуждение, как правило, достигает в  годы предвыборной компании, отражая политические разногласия участвующих в выборах сторон.

Какие же  проблемы иммиграции обсуждаются наиболее активно:

2045-это – год, когда согласно данным американского бюро переписи населения,  белое население США будет в меньшинстве.

Согласно информации этого бюро, не латиноамериканское, коренное белое население США “будет составлять менее чем 50% до 2040″.

“С 2015 по 2060 страна потеряет 23 миллиона белых американского происхождения и получит 118 миллионов расовых и этнических меньшинств и иммигрантов»- согласно данным сотрудника Бруклинского института, демографа Вильяма Фрея.

По данным американского бюро переписи, в 2014 в стране насчитывалось  более чем 20 миллионов  детей в возрасте  менее  5 лет, живущих в США, и 50.2 процента из них были меньшинствами (не белыми).

Незаконные иммигранты  (т.е. не имеющие юридического основания для пребывания на территории США) согласно данным Pew Research Center cоставили в 2014г. 11,3 млн. человек. Из них 5,6 млн. составили незаконные иммигранты из Мексики.

Согласно данным того же Pew Research Center:в результате иммиграции  с 1965   население США иностранного происхождения (родившиеся за пределами США) увеличилось  с 9.6 миллионов в1965 году до рекордных 45 миллионов  в 2015, в процентном выражении по отношению ко всему населению США это составляет 5,6% и 14% соответственно.

Тот же источник сообщает, что в 1965- 84% американцев были не испаноязычными белыми. К 2015 их доля  уменьшилась до 62%. Между тем доля  латиноамериканского населения США повысилась с 4% в 1965 до 18% в 2015.Представители азиатского меньшинства увеличили свою долю с менее чем 1% в 1965 до 6% в 2015.

Конечно, это далеко не полный перечень обсуждаемых проблем, все их перечисление  заняло бы достаточно много времени, однако вышеуказанные вопросы активно обсуждаются во время  предвыборных дебатов, освещаются прессой и вызывают широкий отклик, как говорили раньше, в «народных массах»  США.

В этой связи  возникает вопрос,  действительно ли такие процессы имеют место, как они связаны с целостностью и безопасностью государства, вытекают ли они из эволюционного развития данной страны, провозгласившей политику «плавильного котла», или же это проявления каких-либо  «внешних сил», проводящих политику, направленную на уменьшение числа белого населения, а вместе с ним и демонтажа  национально-культурных ценностей этой части населения.

Для понимания этих вопросов хотелось бы в  рамках противопоставления «небелое»-«белое» население США, понять, что стоит за этими наименованиями.

Cогласно информации из  Википедии  на настоящий момент бюро переписи населения США, так определяет  «белое население» – это  обобщающий термин, официально используемый  Бюро переписи населения США, Бюро по вопросам управления бюджетом и остальными правительственными организациями для обозначения граждан США или проживающих в стране иностранцев, потомков людей коренных народностей Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

При этом в белое население не включаются так называемые «латинос» – испаноязычное население, в основном выходцы из Мексики, а также других стран Латинской Америки.

К небелому населению США относятся все остальные группы население: афроамериканцы, азиаты, коренное население США (индейцы, жители Гавайских островов).

И здесь, при определении белого населения США, возникает наибольшее количество вопросов относительно тех этнических групп, которые его составляют на данный момент. Что, в свою очередь, приводит к необходимости сделать небольшой исторический экскурс в прошлое, для того, чтобы увидеть процесс возникновения и изменения понятия «белый» американец в исторической перспективе.

Вот как выглядел этнический состав «белых» переселенцев согласно первой переписи населения, проведенной в США в 1790 года (которая не включала индейцев):

Население США насчитывало  3.9 миллиона человек, из которых 81 процент был белыми. Из белых 85.6 процентов прибыли с Британских островов,  59.7 процентов из Англии, 16.3 процентов из Ирландии (главным образом “шотландско-ирландские” протестанты из Ольстера), 5.3 процентов из Шотландии и 4.3 процента из Уэльса. Остальные белые «американцы» были: немцы  8.9 процентов, голландцы 3.1 процента, (главным образом протестанты) французы  2.1 процента и шведы  0.3 процента.

То есть основу белого населения составляли британцы, большинство из которых были англичанами.

Что представляли собой эта группа англоязычных поселенцев, какие   ценности лежали в основе нового государства?

По этому поводу достаточно точно высказался  Гэри Р. Уивер в своей работе «Американские культурные ценности» (1997):

«Для того чтобы понять политическое, экономическое, социальное и даже личное поведение любой группы людей, мы должны сначала знать доминирующие ценности их культуры, которые передаются  от одного поколения другому. Нет способа понять  поведение американцев, если вы не знаете их доминирующую или господствующую культуру».

Далее он продолжает развивать свою мысль:

«Много людей полагают, что Соединенные Штаты представляют собой смесь многих различных культур без доминирующей или господствующей культуры. Метафора, которая часто используется, чтобы отразить это предположение – “плавильный котел”. Есть некоторая правда в этом предположении. США – культурно разнообразное общество. Однако есть также доминирующая культура, и иммигранты стали частью этой культуры, приспособив свои различия так, чтобы они могли вписаться в господствующую тенденцию общества. Более  исторически точной метафорой  является наличие у  США культурного шаблона в основе которого находятся  белые, англосаксы, протестанты.».

Самуэль Хантингтон в своей книге «Кто мы? Вызов американской национальному самосознанию», идет дальше:

«Отцы-основатели не были иммигрантами, они были поселенцами, а поселенцы, и иммигранты отличаются существенно. Поселенцы оставляют свое старое  общество, обычно в группе, чтобы создать новое сообщество, город на холме, на новой и часто отдаленной территории. Они наполнены смыслом коллективной цели”.

“На протяжении всей истории Америки люди, которые не были белыми англосаксами протестантами, стали американцами, приняв англосаксонскую протестантскую культуру Америки и ее политические ценности  Harvard political scientist Samuel Huntington’s Who Are We? The Challenges to America’s National Identity.

Ричард Брукхайзер в своей работе  «Троекратное Ура WASP» развивает эту идею:

«Нравится нам это или нет, все мы, превращаясь в Американцев, стали, в большей или меньшей мере WASP (White American Anglosaxon). Американизация исторически означала WASPизацию… Представители WASP дали Америке ее первые законы, религию, и риторику, а также склад мышления  и личный стиль”.

Сам этот термин (WASP) и раскрытие его составляющих, во многом позволяют  понять содержание таких ценностей.

Первая составляющая связана со словом White – (белый) и соотносится с таким понятием как supremacy of white race (превосходство белой расы).

Идея превосходства белой расы, и, в частности, англосаксонской этнической группы, над остальными расами и группами, была не  просто  декларацией, с присущей англосаксам практичностью, она нашла свое реальное воплощение в разграничении прав и обязанностей в общественно-государственном укладе, в рамках расово-этнической пирамиды. В частности, в вопросах поражения и ограничения прав и свобод  небелых и «не совсем белых», в квотировании предоставления гражданства, приема на работу, учебу и т.д.

Право на гражданство в США было ограничено актом «О натурализации»1790г., который признавал право считаться гражданином США только белых, лишая такого права коренных жителей – индейцев, азиатов и негров. Так как черные, индейцы и азиаты по рождению не были наделены правом участвовать в гражданских делах, их нельзя было считать частью американской нации.

О тяжелом положении негров, индейцев и иных небелых в США написано достаточно много, равно как и об их борьбе за свои права,  в данной статье не имеет смысла лишний раз писать об этой проблематике, которая лежит за рамками поднимаемых здесь вопросов.

Второй составляющей термина WASP является понятие anglo-saxon.Технически термин «англо-сакс» относится к племенам немецкой группы народов (англы, саксы и юты), которые вторглись и завоевали Англию в 5-6 веке нашей эры. Согласно англо-саксонской мифологии англы и саксы ( в меньшей степени юты) принесли с собой и стали источником английской политической свободы и равенства.

Согласно мнению социолога  Стюарта Андерсона, систематизированная и окончательно утвердившаяся концепция об англо-саксонской исключительности стала популярной в Англии в XVI веке. Именно в это время активизировались сторонники разрыва с римско-католической церковью, которые выдвинули тезис о «чистоте религиозных институтов» Англии, существовавшей якобы до нормандского завоевания.

« Мысль о присущих изначально англосаксам свободах была перенесена в Америку колонистами. Многие лидеры борцов за независимость британских колоний в Северной Америке были её приверженцами. Прежде всего это относилось к автору проекта Декларации независимости и в последующем президенту США Томасу Джефферсону (1743-1826 г..),пишет в своей статье «По праву сильного, или об истоках веры в американскую исключительность» доктор военных наук Сергей Леонидович Печуров.

Несмотря на присутствие этнического элемента в теории  англо-саксонского превосходства, в США она приобрела ряд специфических свойств,   постепенно акцент был сдвинут не на подчеркивание национально-расовых достоинств населявших в своем большинстве Северную Америку выходцев с Британских островов, а на их «глубокой вере в дееспособность институтов свободы»,  что и было целью переселения в Новый Свет. В этой связи к британскому национализму американцы отнеслись с некоторой долей снисходительности, как к «анахронизму упаднической монархической нации».

Здесь важную роль играет идея особого мессианского предназначения англосаксов Америки, которая тесно переплетается с религиозными протестантскими  идеями.

В 1630, в его известной проповеди на борту «Арабеллы», пуританский лидер Джон Винтроп  описал   Новую Англию как божественно санкционированный эксперимент “- город на вершине холма” – символ, модель для всего мира .

Авраам Линкольн  также поддерживал  идею уникальности  американской демократической миссии, называл  Соединенные Штаты последней и лучшей надеждой этой планеты – считая, что США, должны распространять демократические свободу собственным примером, а не использовать для этого военное вторжение в другие страны.

Традиции проповеднического обоснования американского мессианизма видны  в деятельности  знаменитого кальвинистского богослова Джонатана Эдвардса. С его именем было связано движение «Великого пробуждения», непосредственно подготовившее в религиозном плане институционализацию американского государства. Возникло направление «новосветников», увязывавших реализацию божественных замыслов с особой историко-эсхатологической миссией Америки.

Ярким сторонником англосаксонской  исключительности был генеральный секретарь Евангельского союза Джошуа Стронг, который заявил, что Бог готовит англосаксонскую расу к великому моменту “решающего столкновения рас”. Затем эта раса, олицетворяющая “самую полную свободу, самое чистое христианство, самую высокую цивилизацию”, исполнит предназначенную ей Богом судьбу, лишив права на существование более слабые расы, ассимилировав другие и придав определенную форму остальным, то есть “англосаксонизирует” человечество.

Влияние христианской, а точнее протестантской составляющей  на формирования понятия WASP и стоящей за ним идеологии англосаксонской исключительности трудно переоценить.  Поэтому необходимо уделить внимание тому, какую роль сыграл протестантизм ( и, в особенности, пуританизм)  в формировании ценностей WASP.

Соединенные Штаты начались с образования ряда  культурных областей, базирующихся вокруг  групп английских  переселенцев. Новая Англия была во власти пуритан, в районе средней Атлантики  расположились квакеры, прибрежный юг был занят  английскими роялистами, а аппалачинский горный массив с внутренними районами  – англо-шотландским пресвитерианами.

Из всех направлений именно пуританизму предстояло сыграть значительную роль в том, что потом стали относить к WASP ценностям.

Классическое определение  пуританизма в его ранней стадии дано Дж.М.Тревельяном: это «религия всех желающих либо «очистить» установленную государственную церковь от налета католицизма, либо поклоняться отдельно от нее» (Trevelyan G. England Under the Stuarts. L.,1933

«Пуританизм не только религиозная вера, но и философия, комбинация образа жизни с действующими ценностями. Оно  оказало большое влияние на американскую культуру и сформировало национальный характер американцев. Многие господствующие ценности в США, такие как индивидуализм, эгалитаризм, оптимизм, берут свое начало в пуританизме» («Пуританизм и его влияние на американские  ценности» Нинг Канг).

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы