Май
14

Десять лет спустя или морпех Пол Ван Рипер. Начало

За праздники прочла книгу Кристофера Мейера и Стэна Дэвиса «Живая организация: компания как живой организм». ИМХО – одна из лучших книг по бизнесу, изданных за последние несколько лет на русском языке. В Америке книга была 56 недель в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс бук ревью. Сейчас на Амазоне продается ее второе электронное издание.

Предисловие и отзывы на книгу написали руководители таких компаний, как Google, SAS институт, Блэк Рок и «Джонсон и Джонсон». Книга о том, почему наиболее преуспевающие компании «отказались от разработки жестких планов на будущее, оставили бесплодные попытки повлиять на среду ведения бизнеса и вместо этого взяли на вооружение революционную парадигму «адаптивного управления», основанную на принципах самоорганизации сложных, в первую очередь, биологических систем».

Переход к адаптивному управлению меняет не только стратегию и тактику бизнеса, не только подходы к кадрам, но и предъявляет новые требования к поисково-аналитической и разведывательной работе в бизнесе, ее инструментам  технологиям.

Коротко поговорим об адаптивном управлении на примере одного из героев книги, генерала морской пехоты США Пола Ван Рипера. Тем более что в этом году исполнилось ровно 10 лет с момента проведения крупнейших в истории Америки маневров-военной игры  Millennium Challenge 2002.  О масштабах маневров говорит тот факт, что в них участвовало почти 14 тыс.человек и их бюджет составил 235 млн.долларов.

В ходе маневров Пентагон собирался отработать наиболее эффективные методы вторжения в одну из стран Персидского залива. Нетрудно догадаться, что имелись в виду Ирак и Иран. За США в маневрах играл Комитет начальников штабов и приданные ему аналитики. Противника было поручено возглавить одному из наиболее уважаемых в стране военачальников Полу Ван Риперу.

Как водится пентагоновцы сразу задействовали все средства спутниковой, радиоэлектронной и интернет-разведки, взяли под наблюдение и реальную территорию и виртуальное пространство противника. Ван Рипер понимал, что мощь электронных средств наблюдения такова, что ни одно движение, ни одно сообщение по телефону, email и т.п. не останется незамеченным. Поэтому по электронным каналам стали передаваться сведения, где объективная информация с дезинформацией были смешаны в строго дозированных пропорциях. Для управления войсками и поддержания связи морпех выбрал реальные взаимодействия посредством курьеров-мотоциклистов, а доведение информации до групп осуществлял через молитвы. Соответственно, муллы получили инструкцию вставлять в молитвы определенные кодовые слова, не нарушающие лексику молитвы, но имеющие вполне конкретное сигнальное значение.

В итоге Пентагон жил своей жизнью, а силы Ван Рипера – своей. Естественно  нападающая сторона имела информацию о ракетных системах и авиации противника. Соответственно, над всеми аэродромами, ракетными пусковыми комплексами был установлен неусыпный контроль. Ван Рипер имитировал на этих площадках активную деятельность, подталкивающую аналитиков к выводу о том, что планируются активные мероприятия по атаке американского экспедиционного корпуса, базирующегося на кораблях.

Параллельно Ван Рипер вооружил небольшими пусковыми установками огромное число малых судов. Значительная часть из них ежедневно подходила к американским судам и тут же ретировалась назад не доходя до опасной зоны. В итоге эти приближения стали делом привычным и от них наблюдатели просто устали.

В определенный день морпех не стал ждать высадки десанта, а продолжая имитировать приготовления на аэродромах и пусковых комплексах, передал через мотоциклистов и мулл сигнал к бою. Бессчетное множество плавсредств с оружием и смертниками на борту атаковали не готовую к внезапному нападению и не подозревающую о возможности такого необычного удара американскую флотилию. Через три часа после начала атаки судьи военной игры установили, что американский флот и экспедиционный корпус понесли потери, не совместимые с дальнейшим проведением операции.

Однако, люди, играющие за сторону нападающих, решили не прекращать маневры, а подняли потопленные корабли со дна залива и продолжили подготовку к высадке десанта на побережье.

Десант был высажен. Против ожиданий обороняющаяся сторона не оказала никакого сопротивления. Войска спокойно захватили побережье, находящиеся рядом нефтепромыслы и нефтезаводы и двинулись вглубь территории. Параллельно с высадкой десанта были уничтожены аэродромы и пусковые комплексы обороняющихся. Все вздохнули с облегчением и приготовились к вступлению в столицу противника и завершению игры.

В этот момент опять же по условному сигналу оставшиеся на нефтепромыслах и нефтеперерабатывающих заводах, а также сооружениях, отвечающих за водоснабжение спецназовцы в обличье рабочих и техников единомоментно произвели массовые взрывы. В результате, экспедиционный корпус от баз снабжения отделила просто стена огня, гари и хлынувшие в болота, по которым проходили насыпные дороги, воды с взорванных водохранилищ. Одновременно поднявшееся в небо количество гари и пыли резко затруднило полеты на малых высотах. В результате, войска оказались без вертолетной поддержки. Это совершенно дезорганизовало наступающие части, которые были атакованы в разных местах небольшими хорошо вооруженными и отлично знающими местность боевыми группами. Отрезанные от баз, лишенные поддержки с воздуха, и атакованные по всему периметру расслабленные, рассчитывающие на победный марш части наступающих, оказались в ловушке.

Пентагоновские чины опять же в нарушение всех правил проведения маневров, и в противорении с законами физики, приняли решение о том, что гарь оседает, а огонь немедленно гаснет. После этого, Ван Рипер отказался продолжать военную игру. С этого момента и за наступающих и за обороняющихся играли пентагоновские генералы, Игра естественно завершилась победой наступающих. Но через месяц вся эта история попала на страницы ведущих американских газет и теленовостей, и разразился грандиозный скандал.

Для нас интересно то, что в этой военной игре столкнулись линейная и нелинейная стратегия и тактика. В первом случае, использовались традиционные средства обеспечения превосходства и максимально эффективного использования ресурсов. Эти методы являются общими и для военного дела и для бизнеса. Собственно по ним и действует подавляющее большинство крупных и средних и малых компаний.

Пол Ван Рипер применил нелинейные стратегию и тактику, базирующиеся на так называемом адаптивном управлении, свойственном не механическим, а биологическим системам. После того, как история маневров попала на страницы прессы и в передачи телевидения,  морпех дал большое количество интервью, в которых подробно рассказал о своем подходе к нелинейной стратегии и тактике.

Я взяла на себя труд сделать выжимку из этих материалов и представить подход Ван Рипера в виде семи принципов, о которых я расскажу во второй, завершающей части поста.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы