Авг
5

Конкурентная разведка: конкуренты и среда

На днях были опубликованы предварительные материалы исследовательского проекта, выполненного силами Массачусетского технологического института, Уортоновской школы бизнеса, Центра исследования бразильской экономики в Сан-Паоло и Мюнхенского университета.

Целью проекта стало выяснение основных факторов, угрожающих жизнеспособности компаний. Почему была выбрана именно эта цель?  Руководители проекта разъяснили это. «Традиционно целью предпринимательской деятельности считается максимизация прибыли. Это определение кочует из учебника в учебник, из книги в книгу. Однако задумаемся, разве можно что-либо максимизировать, если не известен период максимизации. А держать прибыль постоянно на максимальном уровне невозможно, не по формальным, не по содержательным соображениям. Но это даже не главное. Главное состоит в том, что сегодня для подавляющего большинства не только крупных и средних, но даже небольших бизнесов определяющую роль играет не текущая прибыль, а текущая капитализация.  А связаны они отнюдь не линейно. Наконец, само по себе существование бизнеса дает возможность его хозяевам удовлетворять свои потребности не только за счет прибыли, а многими иными вполне законными методами. Поэтому цель бизнеса также как и цель любого живого организма – это поддержание своей жизнеспособности».

Исследованием были охвачены более 7 тысяч компаний разного размера – от гигантских до совсем малых в США, Европе (Германии, Италии) и в Бразилии. Исследование проводилось, используя два типа данных: во-первых, экономико-статистическую и учетно-финансовую информацию о деловой среде и компаниях; во-вторых, данные, полученные в результате опросов и интервью с руководителями и топ-менеджерами бизнеса. Результаты, полученные после обработки двух типов данных, сопоставлялись и на их основе строились исследовательские выводы. Пока опубликованы предварительные, качественные результаты. Большой подробный аналитический доклад будет помещен в открытом доступе в начале 2013 г.

Однако даже предварительные качественные оценки весьма интересны, поэтому я и хочу проинформировать о них читателей блога.

В исследовании было выделено четыре группы факторов, негативно влияющих на жизнеспособность компаний или попросту говоря, вызывающих в решающей степени их банкротство, закрытие, недружественное поглощение и т.п. В качестве таковых факторов были выделены:

- Состояние макроэкономической деловой среды. Оно характеризуется динамикой важнейших экономических показателей, отражающих финансы и макроэкономику страны в целом. По-русски говоря, речь идет о параметрах, позволяющих идентифицировать как фазы экономического цикла, так и ситуацию внутри фазы.

- Состояние сектора. Подавляющая часть бизнесов имеет определенную отраслевую привязку, а большая часть небольших и малых бизнесов еще, как правило, и четко локализованы. Соответственно, в эту группу факторов вошли индикаторы, характеризующие процессы в отрасли, либо регионе, где оперирует бизнес.

- Действия конкурентов. Еще Адам Смит заговорил о невидимой руке рынка, конкурентной борьбе, как двигателе всего, а уж после Чарльза Дарвина идея борьбы всех со всеми стала просто альфой и омегой не только биологии, но и бизнес-мышления.

- Внутреннее состояние бизнеса. В подавляющем большинстве бизнесов существует больше чем один владелец и владельцы и топ-менеджеры персонально не полностью совпадают. Соответственно, в эту группу вошли факторы, влияющие на жизнеспособность компании с позиций внутренних противоречий в том или ином бизнесе. Исследователи особо оговорили вопрос, что из четвертой группы они при помощи определенных процедур смогли исключить все противоречия, порожденные целенаправленными внешними действиями конкурентов в отношении конкретного бизнеса.

В опубликованных материалах пока не приводится количественных оценок, а также страновой дифференциации. Пока доступны только качественные оценки, сгруппированные по трем группам компаний, соответственно, крупные, средние и малые. Исследование стартовало в 2007 году. И это надо иметь в виду при интерпретации полученных результатов, т.к.  большая часть времени пришлась на период кризисной фазы.

По  крупным и средним компаниям основным фактором, негативно влияющим на жизнеспособность, оказалось состояние макроэкономической деловой среды. Второе место, и это несколько неожиданно, занял фактор – внутреннее состояние бизнеса. Лишь на третьем месте портив ожиданий, оказался фактор конкуренции. И замкнуло факторы – состояние сектора.

По малым предприятиям первое место занял фактор – внутреннее состояние бизнеса. Применительно к малым компаниям главным в этом факторе оказалось не наличие внутренних противоречий, а ошибки и просчеты собственников, топ-менеджеров малого бизнеса. Авторы исследования особо оговорили, что против ожидания, именно этот фактор, а не состояние макроэкономической среды играет для малого бизнеса решающую роль в современных условиях. Малый бизнес оказался просто не готов работать в кризисных условиях, хотя те же банки по-прежнему готовы выделять ресурсы, и спрос по многим сегментам рынка даже в кризисной ситуации не сократился.

Особо авторы исследования остановились на факторе – состояние сектора. Он во всех группах предприятий занял прочное четвертое место. Но его действие имеет свою специфику. В тех отраслях и регионах, где фактор начинает действовать негативно, он сразу же с четвертого место уверенно выходит на первое,  становится главной причиной повального падения жизнеспособности бизнесов. Яркий пример тому – судьба бумажных СМИ или ситуация с бизнесами вокруг Детройта.

Вот такие весьма нетривиальные и неожиданные материалы, к которым мы конечно же вернемся, когда будет опубликован полный доклад с детальной разбивкой по отраслям, регионам, странам, размерам бизнесов и вкладам каждого фактора в негативное влияние на жизнеспособность компаний.

    Category БЛОГ     Tags

1 комментарий к записи “Конкурентная разведка: конкуренты и среда”

  • Александр 9 Август 2012 - 13:31

    Интересный пост, таким образом внутренняя среда и ее проблемы остаются самыми весомыми факторами, негативно воздействующими на бизнес. Т.е. победы и поражения мы куем себе сами как и прежде.

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы