Мои «пять копеек»
Мир меняется. Необратимо. Стремительно. Неопределенно. Он становится другим, нежели тот, в котором мы жили еще несколько лет назад. И речь идет не просто об изменениях. Идут перемены.
Сегодня проницательные аналитики и ТНК, а завтра рядовой бизнес почувствуют «на своей шкуре», что мы живем в незнакомом мире. «Сладкие голоса сирен» от науки, старых и новых СМИ рассказывают о наступившей «фрикономике», бизнесе в стиле «фанк», сплошной «викиномике», и всеобщем лидерстве и командообразовании. Нарастающие лавиной факты говорят о том, что мир становится гораздо более жестким и даже жестоким, экономика – неустойчивой, а финансы – неопределенными. В общем, как любят говорить конкурентные разведчики, риски множатся, угрозы становятся все более трудноопознаваемыми, а возможности для превращения их в реальность требуют иных методов и инструментов.
Все это не могло пройти мимо конкурентной разведки. Вообще-то, разведка появилась, вероятно, вместе с возникновением человеческого общества, как особый вид деятельности и отношения к жизни. Согласно Википедии, разведка в бизнесе стала применяться еще со времен царя Хаммурапи. Рождение же конкурентной разведки в сегодняшнем ее понимании относится, что называется, по умолчанию, к середине 80-х годов.
В последний год на самых различных площадках в интернете в онлайн и оффлайн журналах, многочисленных встречах на разных континентах заметно активизировались дискуссии о проблемах конкурентной разведки, о ее месте в сегодняшнем бизнес мире, наиболее перспективных направлениях развития, новинках инструментария и технологий конкурентной разведки. При этом, некоторые, например, Крейг С.Флейшер, говорят о кризисе конкурентной разведки. И он не одинок. Но моя позиция также как и большинства практиков следующая: любой кризис есть начало принципиально нового этапа развития со своими приоритетами, инструментами, возможностями и т.п. Собственно, цель этого и нескольких последующих постов внести свои «пять копеек» в эти дискуссии.
Конкурентная разведка и макроэкономика
Как правило, появление конкурентной разведки в нынешнем ее понимании связывают со знаменитым проектом компании Xerox по завоеванию новых рыночных позиций. Отсюда очевидно, что первоначальный импульс развитию конкурентной разведки был дан в США и именно с их экономической моделью и оказались связаны многие методы, технологии, да и сама терминология конкурентной разведки. Хотя ради справедливости надо отметить, что эти методы вполне осознано, давно и активно использовались в Великобритании. Вероятно поэтому именно две этих страны задали тон в конкурентной разведке.
Далее я постараюсь коротко рассмотреть изменения факторов, которые в свое время повлияли на рождение конкурентной разведки и определили многие ее черты, терминологию, методы.
Сегодняшнее общество называют по-разному: постиндустриальным, информационным, глобализированным и т.п. Но очевидно, что в самых своих основах оно является капиталистическим. А капитал плоть от плоти связан с собственностью, финансово-денежной политикой, накоплением. За последние десятилетия появление «токсичных» производных финансовых инструментов и неконтролируемого финансового рынка поставило мир капитализма с ног на голову. Об этом ярко пишут Лауреаты Нобелевской премии П.Кругман и Д.Стиглиц.
Если раньше собственность, накопление, инвестиции были прямо связаны с производственным и непроизводственным, говоря современным языком -информационным секторами, то сегодня деньги и сверхсостояние делаются на финансовом рынке, слабо связанном с остальной экономикой. Согласно имеющимся расчетам, примерно 85-92% мирового финансового оборота обслуживает сам финансовый рынок и значительная часть этих денег приходится как раз на «токсичные» финансовые деривативны и валютные спекуляции. Все это накладывается на то, что, опять же за последние 10-15 лет подавляющее большинство стран, и прежде всего США на всех уровнях – от правительств и штатов до компаний и домохозяйств, стали жить в долг. Т.е. и личное благосостояние и возможности развития бизнеса все больше определяют сегодня не победы в конкурентной борьбе, а возможности заимствования, доступ к печатаемой валюте. Соответственно, это не может не деформировать бизнес стратегию, да и бизнес тактику, на которые жестко завязана при своем рождении конкурентная разведка.
Удивительные приключения произошли в последние годы с рынком. Исходно, по умолчанию и наукой и бизнес-практикой декларировалось положение о том, что в зрелых экономиках именно единый рынок собственно и представляет собой бизнес-среду, в которой действуют компании. Именно на нем они конкурируют между собой, повышая эффективность, снижая издержки. Успеху в этой конкуренции и должна способствовать конкурентная разведка.
Удивительные приключения произошли в последние годы с рынком. Декларировалось положение о том, что в зрелых экономиках именно рынок и представляет собой естественную бизнес-среду, где конкурируют между собой компании повышая эффективность, снижая издержки, внедряя нововведения. Успеху в этой борьбе и должна способствовать конкурентная разведка. В последние десятилетия достаточно много писалось о том, что рынок меняется. Но эти перемены в основном связывались с процессом глобализации.
Но намного более важным является другой процесс, который во всех деталях еще в 80-е годы открыл и всесторонне описал гениальный российский экономист, Член-корреспондент Академии наук СССР , академик РАН Ю.Яременко, который кстати в последние годы своей жизни консультировал китайское правительство. Он четко установил, что в мире с нарастающей скоростью идет процесс формирования многоэтажной экономики. На каждом этаже действуют свои экономические механизмы, формы и методы соперничества и используются ресурсы различного качества. Причем, рыночные механизмы на верхних этажах экономики с каждым годом играют все меньшую роль. Их подменяет сложная система соглашений, формальных и неформальных взаимосвязей, жесткой борьбы и коалиций. Об эмпирическом подтверждении этого открытия можно не только убеждаться на примерах собственного бизнеса, но и читать на страницах ведущих мировых деловых изданий и популярных сайтов.
Совершенно понятно, что конкуренция, понимаемая как соперничество, присутствует на каждом из этажей экономики. Причем, чем этаж выше, а ставки больше, тем конкуренция изощреннее, и, как правило, безжалостнее. Данное обстоятельство ясно проявилось в самые последние годы. Соответственно конкурентной разведке еще предстоит еще отработать инструментарий и методы, адекватные каждому из этажей.
Конкурентная разведка и менеджмент
Если почитать зарубежные классические работы по конкурентной разведке, а также помониторить обсуждения тем конкурентной разведки в профильных группах самой крупной мировой социальной сети LinkedIn, то несложно прийти к достаточно парадоксальному выводу.
Из книги в книгу кочуют жесткое увязывание конкурентной разведки со стратегическим менеджментом, которое понимается в традициях классических школ, приправленных поведенческой психологией. В общем, живой постоянно меняющийся вид деятельности – разведка и ее предметное воплощение в бизнесе – конкурентная разведка, продолжают в основном связываться с менеджментом по МВА. Между тем, как написал один из действительно эффективных разработчиков и преподавателей в сфере высшего управления Генри Минцберг, нужны реальные управленцы, а не выпускники МВА. Пожалуй, со времен появления выдающейся книги Томаса Питерса и Роберта Уотермана «В поисках совершенства», опубликованной опять же в середине 80-х годов, никаких новых качественных шагов в менеджменте не сделано. Вряд ли можно относить к новому слову в практике и теории управления стратегические карты и CСП Д. Нортона и Р.Каплана, роман Э.Голдратта “Цель” и методы построения KPI. Кстати обо всем этом, правда, казенным языком, писалось еще в Советском Союзе.
Конечно, можно сослаться на обилие литературы по business intelligence, о чем мы поговорим в других постах, о лидерстве и командообразовании, но картины все это не меняет. Мир стал другим. А главное, усложнился. Между тем, в дискуссиях по конкурентной разведке на англоязычных ресурсах по-прежнему рекомендуется использовать SWOT анализ и его модификации, пять сил Портера, матрицы МакКинси и т.п. Однако простых решений сложных проблем не бывает. Все эти методы хороши не как аналитические инструменты, а как мыслетехники, позволяющие человеку сконденсировать и воспринять сведения, поступающие в результате изощренных методов анализов.
Поэтому сегодня все больше теоретиков, а главное, практиков понимает необходимость использования совершенно других теорий, методов и моделей, нежели это принято в сложившихся и глубоко засевших в головах у подавляющего большинства руководителей знаний о менеджменте. Конкурентная разведка в новом мире эффективна только тогда, когда будут взяты на вооружение новые подходы к менеджменту, которые появляются почти на всех континентах.
2 коммент. к записи “Мои «пять копеек»”
Прокомментировать
Последние записи
- Рецензия на книгу Р.В.Ромачева «История частной разведки США»
- Новое на блоге
- Воспоминание о будущем — 2050
- Новая среда обитания
- Главная технология ближайшего будущего. Битва за кванты
Архивы
- Март 2022
- Февраль 2022
- Март 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
1. Бир был гений. Только практической реализации киберскин так и не увидел.
2. Если дело было только в психотипе?!
3.Кого Вы имеете в виду под двумя системными аналитиками?
1) Об усиливающейся турбулентности мира писал еще Чарльз Хзнди. Законы системной динамики живут и побеждают независимо от того, знают ли о них. Работа Энтони Бира – классика, но сколько ТОПов ее прочитало?
2) Новая ситуация требует иных методов отбора персонала с иным психотипом, но “подобные тащат за собой подобных”. Законы Паркинсона бессмертны!?
3)SWOT, STEP и пр. это модели рассмотрения проблем. И как модели они жизнеспособны. Если не вырывать их из контекста и понимать их взаимосвязь. Мое мнение.
P.S. Первая стройная модель построения конкурентной разведки была описана двумя системными аналитиками в конце 60-х.