Май
19

Мои «пять копеек»

Мир меняется. Необратимо. Стремительно. Неопределенно. Он становится другим, нежели тот, в котором мы жили еще несколько лет назад.  И речь идет не просто об  изменениях. Идут перемены.

Сегодня проницательные аналитики и ТНК, а завтра рядовой бизнес почувствуют «на своей шкуре», что мы живем в незнакомом мире. «Сладкие голоса сирен» от науки, старых и новых СМИ рассказывают о наступившей «фрикономике», бизнесе в стиле «фанк», сплошной «викиномике», и всеобщем лидерстве и командообразовании.  Нарастающие лавиной  факты говорят о том, что мир становится гораздо более жестким и даже жестоким, экономика – неустойчивой, а финансы – неопределенными. В общем, как любят говорить конкурентные разведчики, риски множатся, угрозы становятся все более трудноопознаваемыми, а возможности для превращения их в реальность требуют иных методов и инструментов.

Все это не могло пройти мимо конкурентной разведки. Вообще-то, разведка появилась, вероятно, вместе с возникновением человеческого общества, как особый вид деятельности и отношения к жизни. Согласно Википедии, разведка в бизнесе стала применяться еще со времен царя Хаммурапи. Рождение же конкурентной разведки  в сегодняшнем ее понимании относится, что называется, по умолчанию, к середине 80-х годов.

В последний год на самых различных площадках в интернете в онлайн и оффлайн журналах, многочисленных встречах на разных континентах заметно активизировались дискуссии о проблемах конкурентной разведки, о ее месте в сегодняшнем бизнес мире, наиболее перспективных направлениях развития, новинках инструментария и технологий конкурентной разведки. При этом, некоторые, например,  Крейг С.Флейшер, говорят о кризисе конкурентной разведки. И он не одинок. Но моя позиция также как и большинства практиков следующая:  любой кризис есть начало принципиально нового этапа развития со своими приоритетами, инструментами, возможностями и т.п. Собственно, цель этого и нескольких последующих постов внести свои «пять копеек» в эти дискуссии.

Конкурентная разведка и макроэкономика

Как правило, появление конкурентной разведки в нынешнем ее понимании связывают со знаменитым проектом компании Xerox по завоеванию новых рыночных позиций. Отсюда очевидно, что первоначальный импульс развитию конкурентной разведки был дан в США и именно с их экономической моделью и оказались связаны многие методы, технологии, да и сама терминология конкурентной разведки. Хотя ради справедливости надо отметить, что  эти методы вполне осознано, давно и  активно использовались в Великобритании. Вероятно поэтому именно две этих страны задали тон в конкурентной разведке.

Далее я постараюсь коротко рассмотреть изменения факторов,  которые в свое время повлияли на рождение конкурентной разведки и определили многие ее черты, терминологию, методы.

Сегодняшнее общество называют по-разному: постиндустриальным, информационным, глобализированным и т.п. Но очевидно, что в самых своих основах оно является капиталистическим. А капитал  плоть от плоти связан с собственностью, финансово-денежной политикой, накоплением. За последние десятилетия появление «токсичных» производных финансовых инструментов и неконтролируемого финансового рынка поставило мир капитализма с ног на голову. Об этом ярко пишут Лауреаты Нобелевской премии П.Кругман и Д.Стиглиц.

Если раньше собственность, накопление, инвестиции были прямо  связаны с производственным и непроизводственным, говоря современным языком -информационным секторами, то сегодня деньги и сверхсостояние делаются  на финансовом рынке, слабо связанном с остальной экономикой.  Согласно имеющимся расчетам, примерно 85-92% мирового финансового оборота обслуживает сам финансовый рынок и значительная часть этих денег приходится как раз на «токсичные» финансовые деривативны и валютные спекуляции. Все это накладывается на то, что, опять же за последние 10-15 лет подавляющее большинство стран, и прежде всего США на всех уровнях – от правительств и штатов до компаний и домохозяйств, стали жить в долг. Т.е. и личное благосостояние и возможности развития бизнеса  все больше определяют сегодня не победы в конкурентной борьбе, а возможности заимствования, доступ к печатаемой валюте. Соответственно, это не может не деформировать бизнес стратегию, да и бизнес тактику, на которые жестко завязана при своем рождении конкурентная разведка.

Удивительные приключения произошли в последние годы с рынком.  Исходно, по умолчанию и наукой и бизнес-практикой декларировалось положение о том, что в зрелых экономиках именно единый рынок собственно и представляет собой бизнес-среду, в которой действуют компании. Именно на нем они конкурируют между собой, повышая эффективность, снижая издержки. Успеху в этой конкуренции и должна способствовать конкурентная разведка.

Удивительные приключения произошли в последние годы с рынком. Декларировалось положение о том, что в зрелых экономиках именно рынок и представляет собой естественную бизнес-среду, где конкурируют между собой компании повышая эффективность, снижая издержки, внедряя нововведения. Успеху в этой борьбе и должна способствовать конкурентная разведка. В последние десятилетия достаточно много писалось о том, что рынок меняется. Но эти перемены в основном связывались с процессом глобализации.

Но намного более важным является другой процесс, который во всех деталях еще в 80-е годы открыл и всесторонне описал гениальный российский экономист, Член-корреспондент Академии наук СССР , академик РАН  Ю.Яременко, который кстати в последние годы своей жизни консультировал китайское правительство. Он четко установил, что в мире с нарастающей скоростью идет процесс формирования многоэтажной экономики. На каждом этаже действуют свои экономические механизмы, формы и методы соперничества и используются ресурсы различного качества. Причем, рыночные механизмы на верхних этажах экономики с каждым годом играют все меньшую роль. Их подменяет сложная система соглашений, формальных и неформальных взаимосвязей, жесткой борьбы и коалиций. Об эмпирическом подтверждении этого открытия можно не только убеждаться на примерах собственного бизнеса, но и читать на страницах ведущих мировых деловых изданий и популярных сайтов.

Совершенно понятно, что конкуренция, понимаемая как соперничество,  присутствует на каждом из этажей экономики. Причем, чем этаж выше, а ставки больше, тем конкуренция изощреннее, и, как правило,  безжалостнее. Данное обстоятельство ясно проявилось в самые последние годы.   Соответственно конкурентной разведке еще предстоит еще отработать инструментарий и методы, адекватные каждому из этажей.

Конкурентная разведка и менеджмент

Если почитать зарубежные классические работы по конкурентной разведке, а также помониторить обсуждения тем конкурентной разведки в профильных группах самой крупной мировой социальной сети LinkedIn, то несложно прийти к достаточно парадоксальному выводу.

Из книги в книгу кочуют жесткое увязывание  конкурентной разведки со стратегическим менеджментом, которое понимается в традициях классических школ, приправленных поведенческой психологией. В общем, живой постоянно меняющийся вид деятельности – разведка и ее предметное воплощение в бизнесе – конкурентная разведка, продолжают в основном связываться с менеджментом по МВА. Между тем, как написал один из действительно эффективных разработчиков и преподавателей в сфере высшего управления Генри Минцберг, нужны реальные управленцы, а не выпускники МВА. Пожалуй, со времен появления выдающейся книги Томаса Питерса и Роберта Уотермана «В поисках совершенства», опубликованной опять же в середине 80-х годов, никаких новых качественных шагов в менеджменте не сделано. Вряд ли можно относить к новому слову в практике и теории управления стратегические карты и CСП Д. Нортона  и Р.Каплана, роман Э.Голдратта “Цель” и методы построения  KPI. Кстати обо всем этом, правда, казенным языком, писалось еще в Советском Союзе.

Конечно, можно сослаться на обилие  литературы по business intelligence, о чем мы поговорим в других постах, о лидерстве и командообразовании, но картины все это не меняет. Мир стал другим. А главное, усложнился. Между тем, в дискуссиях по конкурентной разведке на англоязычных ресурсах по-прежнему рекомендуется использовать SWOT анализ и его модификации, пять сил Портера, матрицы МакКинси и т.п. Однако простых решений сложных проблем не бывает. Все эти методы хороши не как аналитические инструменты, а как мыслетехники, позволяющие человеку сконденсировать и воспринять сведения, поступающие в результате изощренных методов анализов.

Поэтому сегодня все больше теоретиков, а  главное, практиков понимает необходимость использования совершенно других теорий, методов и моделей, нежели это принято в сложившихся и глубоко засевших в головах у подавляющего большинства руководителей знаний о менеджменте. Конкурентная разведка в новом мире эффективна только тогда, когда будут взяты на вооружение  новые подходы к менеджменту, которые появляются почти на всех континентах.

    Category БЛОГ     Tags

2 коммент. к записи “Мои «пять копеек»”

  • Елена 20 Май 2011 - 17:17

    1. Бир был гений. Только практической реализации киберскин так и не увидел.
    2. Если дело было только в психотипе?!
    3.Кого Вы имеете в виду под двумя системными аналитиками?

  • Алексей 20 Май 2011 - 9:44

    1) Об усиливающейся турбулентности мира писал еще Чарльз Хзнди. Законы системной динамики живут и побеждают независимо от того, знают ли о них. Работа Энтони Бира – классика, но сколько ТОПов ее прочитало?
    2) Новая ситуация требует иных методов отбора персонала с иным психотипом, но “подобные тащат за собой подобных”. Законы Паркинсона бессмертны!?
    3)SWOT, STEP и пр. это модели рассмотрения проблем. И как модели они жизнеспособны. Если не вырывать их из контекста и понимать их взаимосвязь. Мое мнение.
    P.S. Первая стройная модель построения конкурентной разведки была описана двумя системными аналитиками в конце 60-х. ;)

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы