Окт
2

Наши в Силикон Вэлли

Пока самые различные люди и организации, движимые несхожими мотивами, упражняются с проектом «Сколково», компаниz Yandex осуществила, на мой взгляд, историческую сделку. Наконец, успешные российские бизнесмены приобретают на Западе не футбольные и баскетбольные клубы, не яхты и дворцы, а наиболее перспективные высокотехнологические активы и проекты. Речь идет о инвестициях Yandex в Blekko и заключение соответствующего альянса. Здесь у меня есть собственная маленькая радость. Поскольку когда блог только открывался в каталоге поисковиков я отметила, что Blekko на мой взгляд – наиболее перспективная машина,  которой я рекомендую всем пользоваться.

Теперь несколько слов о сделке, Blekko,  Yandex и последствиях для поискового рынка в России вообще, и для тех, кто практикует методы интернет-разведки, в частности.

На первый взгляд сумма сделки небольшая, всего 30 млн.долларов. Из них половина – от Yandex. Например, яхта Романа Аркадьевича стоила на порядки дороже. При этом следует учитывать, что общие инвестиции в Blekko.com к моменту сделки составляли всего 70 млн.долларов. Между тем, это позволило поисковой системе продемонстрировать самые высокие темпы роста пользователей с момента появления на поисковом рынке Gooogle и стать четвертой поисковой машиной Америки после всем известных Google, Bingo и Yahoo. Кроме того, эта машина пользуется мощнейшей медийной поддержкой большинства специализированных интернет СМИ и деловой прессы, что также является очень важным фактором для ее перспектив.

Важно и то, что инвестиции производились не в старт-ап, коим Blekko ни в коей мере не является, а представляют собой типичный investment bridge. Такие инвестиции осуществляются в отношении проектов, выросших из пеленок старт-апов, доказавших свою перспективность, и означают переход от частной компании к так называемой «закрытой частной компании».  Дальше, через определенное время традиционно следует IPO.  Знаковым обстоятельством стал факт включения Аркадия Воложа, сооснователя и Генерального Директора Yandex в руководящие органы Blekko.

Наконец, нельзя не отметить, что  один из самых опытных и успешных IT предпринимателей Боб Скрента, основатель Blekko, отметил, что альянс с Yandex не сводится только к деньгам, а предполагает использование инфраструктуры Yandex и его мощного кадрового потенциала. По сути, впервые успешный американский проект собирается развиваться в значительной мере с опорой на инфраструктуру и российских разработчиков.

Пару слов про Blekko. По сути это кластерный поисковик с элементами семантического веба и объединением алгоритмических возможностей с потенциалом человеческого интеллекта. В этой связи высказывались опасения, что  машина может искажать результаты поиска за счет увлечения так называемым «поведенческим поиском». Иными словами, есть шанс попасть в интернет-пузырь Эли Парайзера. Так вот, весь смысл создания Blekko и в алгоритмической, и в «человеческой» его части как раз и состоит в том, чтобы в такие пузыри не попадать. Собственно, успех Blekko связан с тремя группами факторов.

Во-первых, слеш-теги позволяют реализовать кластерные технологии и соответственно получать более качественную выдачу, чем у универсальных поисковиков. Во-вторых, пользователь по своему желанию может не сам выставлять слеш-теги, а воспользоваться уже встроенными в Blekko слеш-тегами, которые родились как результат формирования постоянно пополняющихся коллекций первоклассных ресурсов по различным темам. Эти коллекции составляются с каждым днем растущим числом добровольцев на основе краутсорсинга. Фактически, мы имеем дело с возможностью в рамках поисковика сразу работать с встроенными в него своеобразными каталогами качественных ресурсов. В-третьих, функционал Blekko постоянно увеличивается. Сегодня пользователи (а я пользуюсь поисковиком уже почти год) могут составлять собственные коллекции и делать их либо публичными, либо непубличными, ставить настроенческие или оценочные фильтры (т.е. получать только положительные, либо отрицательные отзывы о ком-либо или о чем-либо) и многое другое.

Теперь к Yandex.  Нельзя не отметить, что Yandex последовательно наращивает свой интеллектуальный потенциал. Еще до сделки с  Blekko Yandex купил один из наиболее перспективных старт-апов в сфере социальных медиа, активно приобретает наиболее перспективные российские IT разработки и берет под свое крыло наиболее сильные команды программистов и разработчиков. Причем, делается это не только в России, но и в странах Азии. Поэтому далеко не случайно, что Yandex собирается дать бой Google на одном из наиболее перспективных азиатских рынков, а именно, во Вьетнаме.

Очень важна для дальнейших перспектив Blekko структура собственников Yandex. Наряду с  Аркадием Воложем и ведущим разработчиком компании и ее совладельцем Ильей Сигаловичем, в структуру собственников входят два очень крупных фонда портфельных инвестиций, интегрированных с ведущими западными финансовыми институтами. Последнее означает, что Yandex не будут чиниться препятствия на различных международных рынках, как это случилось, например, с покупкой «Опеля» и попыткой приобретения западных активов компаниями А.Мордашова. При этом портфельный инвестор отличается от стратегического тем, что его мало интересует собственно деятельность компании, включая ее содержательную сторону, менеджмент и т.п. Единственное, что интересует портфельного инвестора – это текущая и перспективная капитализация. Поэтому для первоначальных собственников компании, если они не заинтересованы в получении технологии, портфельный инвестор всегда значительно выгоднее и интереснее, чем стратегический.

Что еще более интересно, так это тот факт, что  среди собственников Yandex есть со скромной, но зато «золотой» акцией, Сбербанк РФ. А это означает применительно к масштабам поисковых систем потенциально огромные и фактически почти практически не ограниченные источники финансирования.

Таким образом, по факту, Blekko получил не только инфраструктуру и интеллектуальный потенциал Yandex, но и при необходимости мощнейшие финансовые ресурсы, которыми можно пользоваться для дальнейшей агрессивной экспансии машины и совершенствования ее функционала. В свою очередь Yandex получил доступ к уникальной, по мнению профессионалов поисковых систем, едва ли не лучшей на сегодняшней день, поисковой технологии.

Поскольку стороны сделки о своих стратегических планах не рассказывали, то дальнейшее будет относиться к гипотезам. Очевидно, что Yandex приобретя миноритарный пакет Blekko, и интегрируя  свои разработческие, технологические и инфраструктурные потенциалы, будет использовать это не только на внешних, но и на внутреннем рынке.

Здесь потенциально возможны две стратегии. Одна – напрашивающаяся, очевидная, но, на мой взгляд, менее вероятная. Это – появление в обозримом будущем вслед за Google, Bingo, Yahoo и Blekko.ru.

Есть и вторая не столь очевидная стратегия или как говорят военные, стратегия непрямых действий, нелинейная стратегия. Илья Сегалович в одном из своих интервью отмечал, что Yandex в своем поиске идет вслед за рынком. И коль скоро большинство пользователей интересует расписание электричек и цены в интернет-магазинах, т.е. простые запросы, то Yandex эти требования и удовлетворяет. В оригинале он высказался более жестко, сказав, что в интернет пришли домохозяйки и люди, закончившие вспомогательные школы, и мы не можем не учитывать их запросы.

Но руководители Yandex, как чрезвычайно умные высокопрофессиональные люди и очень успешные бизнесмены не могут не понимать, что интернет расслаивается вслед за расслоением общества по уровню интеллектуальных способностей, образования, квалификации и т.п. Поэтому, суть нелинейной стратегии может состоять в том, чтобы наряду с появлением Yandex для всех появился еще один Yandex, скажем так – для профессионалов. Уже сегодня есть обычный поисковик Yandex, поисковик Yandex по расширенным запросам, почему бы не  появиться поисковику Yandex по специальным запросам, построенному на основе алгоритмов и подхода Blekko. В это было бы очень полезно для интернет-разведчиков Рунета.

    Category БЛОГ     Tags

2 коммент. к записи “Наши в Силикон Вэлли”

  • Дмитрий 4 Октябрь 2011 - 11:59

    Теперь Google в отместку должен купить Nima.ru.))

    P.S. А вообще очень интересно во что выльется это сотрудничество…

    • Дмитрий 5 Октябрь 2011 - 7:26

      Очепятка… Nigma.ru конечно… кстати Яндексу к Российским проектам стоит присматриваться по активней

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы