Окт
13

Психоисторики за работой. Дело о взрыве. Часть первая.

«Психоистория –  это наука об управлении динамикой социума на основе знания математических, поведенческих и исторических закономерностей». Из письма Айзека Азимова Майклу О`Брайану, профессору, автору монографии о цикле  «Основание».

«Жизнь может быть выдуманной, смерть же всегда настоящая». Леонид Шебаршин.

Недавно я участвовала в подготовке большой работы по кибервойнам. В числе прочих в ней затрагивались вопросы истории кибервойн. Здесь меня подстерегла неожиданность. Европейцы начинают отсчет в 2008 г., с инцидента в Эстонии и Грузии. У нас первыми актами киберагрессии считают применение боевых вирусов Израилем против Сирии в 2006 году. Удивили американцы. В газете «Вашингтон Пост»  список ключевых событий в истории кибервойн открывается 1982 годом. В базе знаний интернет-ресурса «Вашингтон Пост» написано, что «агенты США изменили программное обеспечение, которое позже вызвало взрыв трубопровода». Те же самые сведения содержатся в учебнике по кибервойнам, изучаемом в военных академиях США.

Вопрос меня заинтересовал. И я обратилась к общедоступному, хотя часто неточному источнику сведений – Википедии.Так получилось, что в это же время я читала книгу Тима Вейнера «ЦРУ. Правдивая история». Там есть главка «Блестящий план», где расписывается  операция ЦРУ по диверсии на газопроводе.  Тим Вейнер за эту книгу получил Национальную книжную премию за лучшую книгу исторической научной литературы за 2007 год. Вейнер – человек очень серьезный, свои книги пишет на большом фактическом материале. Это говорит, конечно, в пользу версии о взрыве и отсчете истории кибервойн с 80-х годов.

В то же время в Рунете имеется множество публикаций, отрицающих взрыв на советском газопроводе вообще.  Об этом , в частности, написано и в статье в Википедии со ссылками на определенные источники. Имеется и старая публикация  «Русского журнала» за 2004 год, который издавался Глебом Павловским, где версия о взрыве начисто отметалась. При этом, делалась ссылка на мнение Фатеха Вергасова. Он говорил, работал в те годы главным диспетчером штаба строительства газопровода в Западной Сибири. Здесь сразу возникли вопросы. Дело в том, что, как рассказали мне люди, хорошо знакомые с системой Миннефтегазстроя СССР, такой должности не существовало вообще. Были естественно диспетчеры, но сама структура управления строительства газопроводов была иная. А соответственно и главного диспетчера штаба, как самого большого начальника, просто не было. Далее, не составило большого труда выяснить, что Фатех Вергасов , специализирующийся на перепечатке на своем популярном ресурсе различного рода исторических извлечений и биографий, уже долгие годы благополучно проживает в Калифорнии.

Но оппонентом, согласно Википедии выступал не только Фатех Вергасов, но и один из лучших специалистов по  взрывным технологиям и тушению пожаров Владимир Захматов.  В статье Википедии его мнению посвящен большой раздел. Также есть специальная публикация, где историю со взрывом опровергают не только Владимир Захматов, но и Вера Викторовна Глушкова. Поскольку с Верой Викторовной мы заочно знакомы и поддерживаем добрые отношения, я ей естественно написала письмо с вопросами. Она мне любезно ответила, что разобраться в этой теме попросил ее историк из США Слава Герович, который много пишет об ОГАС. А она его адресовала к Владимиру Захматову.  Кроме того, Вера Викторовна любезно сообщила Владимиру Захматову о моем интересе к данной теме. Г-н Захматов, который благодаря своей высочайшей квалификации, просто нарасхват в мире, на мой вопрос, были ли взрывы на газопроводе или нет ответил буквально следующее. «Чтобы сказать да или нет у меня слишком мало материалов. В своём прошлом заключении я указал, что оно сделано на ограниченных материалах, имеющихся в моём распоряжении и моём ограниченном опыте работы с Миннефтегазом в области тушения пожаров и их предотвращения при взрывной технологии резки и сварки трубопроводов. Специально я интересующим Вас взрывом не занимался». При этом, Владимир Захматов с удовольствием согласился побеседовать на эту тему, когда он будет в Москве. Что я обязательно и сделаю.

Как мы видим, письмо В. Захматова существенно отличается от того, что приписано ему в Википедии. Вообще, надо сказать, что все чаще Википедия выступает не как источник знаний, а как способ формирования той или иной, нужной кому-то, точки зрения. На днях, кстати, об этом хорошо написал Михаил Хазин, опираясь на собственный опыт.

Поскольку у моих друзей и коллег возник вопрос: «Взрыв газопровода в Сибири: дезинформация или кибердиверсия?»,  и принимая во внимание, что с материалами, опровергающими кибердиверсию как-то не очень, я решила обратиться к источникам.

Начала свое расследование по источникам я с книги Петера Швейцера «Победа»,изданной в Минске еще в 1995 году.  Кстати, характерно, что белорусы перевели книгу через год после издания международного бестселлера в Америке. В России же она издана впервые была совсем недавно. Петер Швейцер, известный американский историк и журналист, выходец из семьи, входящей в американский истеблишмент, написал свою книгу по горячим следам. Книга построена на основе личных бесед автора с ключевыми разработчиками и исполнителями стратегии по удушению Советского Союза. В их число входили Каспар Уайнбергер, бывший Министр обороны США, Роберт Макфарлейн и Джон Поиндекстер, советники президента по национальной безопасности, ближайшие сотрудники к моменту написания покойного Директора ЦРУ и главного разработчика стратегии Уильяма Кейси. При чтении книги можно увидеть, что каждый факт, приведенный в ней, документируется ссылками на беседу с конкретным человеком.

А теперь в этой части расследования будем приводить цитаты из книги «Победа», перемежая их иногда короткими комментариями.

«Советский Союз развалился не в результате стечения обстоятельств, не благодаря тому, что нам благоприятствовало время. Если бы Кремлю не пришлось сопротивляться совокупному эффекту СОИ и расширению оборонного арсенала, геополитическим неудачам в Польше и Афганистане, потере десятков миллиардов долларов в твердой валюте, получаемой за экспорт энергии, и ограничению доступа к технологии, можно было бы, не боясь ошибиться, предположить, что ему удалось бы выжить. Советский коммунизм не был организмом, способным на самопожирание ни в какой международной ситуации. Это именно американская политика могла изменить и изменила ход истории». Как видим, высшие должностные лица американской администрации демонстрировали гораздо лучшее понимание исторических процессов и потенциала жизнеспособности Советского Союза, чем нынешние российские либеральные горе-историки, рассказывающие сказки о том, что СССР развалился вследствие хронических пороков и отсутствии исторических перспектив.

«Президент Рейган вместе с несколькими главными советниками начал разрабатывать стратегию, основанную на атаке на главные, самые слабые места политической и экономической советской системы. «Для этих целей, – вспоминает Каспар Уайнбергер, – была принята широкая стратегия, включающая также и экономическую войну. Это была супертайная операция, проводимая в содействии с союзниками, а также с использованием других средств». В качестве других средств Швейцер описывает психологические операции, информационную войну и поддержку прямых террористических акций.

«Кейси и Уайнбергер вместе работали еще над одним вопросом. Москва была намерена добраться до западной техники, которая помогла бы ей справиться с проблемами промышленности и развить военный потенциал. В значительной мере ей это удавалось – она покупала оборудование или же воровала технологию…Отрезать Советам доступ к западной технологии – с этой задачей нельзя было медлить».

И тут появился подполковник Владимир Ветров. «С началом весны 1981 года на стол Кейси стали регулярно поступать данные разведки относительно советского промышленного шпионажа. У французской разведки в КГБ был информатор под псевдонимом «Farewell». Он работал в управлении Т, отделе науки и техники Первого главного управления. Этот информатор передал очень много материалов, из которых следовало, что Советы рассчитывали на нелегальную закупку или кражу западной технологии, прежде всего с целью восполнения ее нехватки в промышленном секторе и в военном хозяйстве. «Farewell» передал более 4.000 документов, относительно способов поиска КГБ конкретных изделий и технологий». Наиболее полная информация о досье «Farewell» содержится в файле Библиотеки ЦРУ.

Базируясь на информации В.Ветрова и иных данных  «Кейси и другие высокопоставленные чиновники американского правительства развернули широкую программу технологической дезинформации, чтобы подсыпать песка в шестерни советской экономической машины…  Сверяя результаты этого анализа с сообщениями невозвращенцев, эксперты создали список технологий, в которых агенты советского блока будут наиболее заинтересованы. После чего специалисты состряпали фальшивую информацию, касающуюся избранных отраслей, которую посредники в Европе или США должны были подбрасывать, передавать или даже продавать ничего не подозревающим советским агентам. Советы  особенно интересовались новейшими технологиями добычи газа и нефти».

«При передаче этой информации советским техникам использовались посредники. «В принципе речь шла о доставке Советам фальшивых или частично фальшивых данных и информации, что заставляло их принимать неверные технологические решения, – вспоминает один из участников программы. – Короче говоря, мы вносили сплошной хаос и беспорядок». К такой задумке пришли сотрудники Совета национальной безопасности и Пентагона после битвы за советский трубопровод. Программа дезинформации усугубляла провалы и недостатки советской экономики. ЦРУ координировало ее через разные каналы, запуская неполные и ошибочные данные. Некоторые фиктивные предприятия ЦРУ за границей попросту продавали искаженную информацию советским агентам, такую, как устройство газовых турбин, технология бурения нефти, компьютерные схемы, химические составы». Хотела бы обратить особое внимание в этой цитате на  компьютерные схемы. Это была еще доинтернетная эпоха. Время так называемого низкоуровневого программирования, когда те или иные программы встраивались непосредственно в компьютерное железо. Железо со встроенными программами и называлось тогда компьютерными схемами.

А теперь к финальным цитатам из книги. Я думаю, что если бы это написал не консервативный американский историк, являвшийся доверенным лицом высших чинов администрации Рейгана и американского разведывательного сообщества, то изложенное ниже сочли бы за чистой воды пропаганду и клевету на Америку. «Администрации Рейгана удалось еще более затруднить процесс строительства благодаря программам дезинформации. «Уильям Кейси сказал мне и еще кое-кому в Совете национальной безопасности, чтобы мы не слишком переживали из-за газопровода даже после окончания его строительства, – вспоминал Роджер Робинсон. – У них масса проблем с авариями на газопроводе и турбинах, пожаров на контрольных устройствах и т.д. Было ли это причиной советской некомпетентности или просто неудачами? Есть основание сомневаться в этом». Чтобы понять уровень, на котором шло обсуждение, напомню, что Уильям Кейси в то время был директором ЦРУ, а Роджер Робинсон – одним из трех ключевых разработчиков стратегии экономической, информационной и психологической войны против СССР, высокопоставленным сотрудником Совета Национальной безопасности,  ответственным за экономические вопросы.

И последняя цитата из этой удивительной книги, которую рекомендовала бы прочесть всем читателям блога. Цитату предварю временной привязкой. Речь идет о начале 1987 года, когда Горбачев, Яковлев и компания в силу самых различных причин пускали под откос страну. «Но США вносили свой вклад в эти атаки иными способами. Специально натренированные группы, действующие на территории СССР, вооружались китайскими гранатометами и самой современной взрывчаткой, поставляемой ЦРУ. Они направлялись для организации диверсий против советских гражданских и военных объектов. Группы должны были поражать промышленные объекты, пускать под откос поезда и обстреливать советские военные установки».

После чтения книги, включая избранные места, процитированные в сегодняшнем посте, думаю, ни у кого не должно оставаться сомнений о причастности США к техногенным катастрофам в последние годы существования СССР. Весь вопрос о конкретных местах и сроках, когда и где они происходили. Здесь есть свои секреты, о которых в следующей части поста.

На 49-ой странице текста книги упоминается ключевая фигура в разработке и реализации стратегии уничтожения Советского Союза, один из ведущих  работников Совета Национальной безопасности, доверенное лицо Уильяма Кейси и Каспара Уайнбергера Томас Рид. Томас Рид не давал интервью и не беседовал с Петером Шнейдером. Он заговорил через 10 лет. В 2004 году он издал свои воспоминания «At the Abyss: An Insider’s History of the Cold War». Предисловие к этой книге написал не много, не мало, как бывший директор ЦРУ, бывший Президент США Джордж Буш старший. Об этом и о многом другом – во второй части поста.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы