Сен
1

Психоисторики за работой. Пост вводный. Два события.

«Делай полезное для общества –

И оно будет полезным для тебя самого», –

Говорил д-р Гильотен, изобретая гильотину,

Которой позже отрубят ему голову.

Л.Шебаршин

Вполне вероятно, что читая предыдущий пост «АНБ глазами блондинки. Пост крайний. На темной стороне силы», многие решили, что гипотеза об управлении коллективным поведением, как перспективная ключевая задача АНБ, является перебором и не имеет под собой никаких оснований. Однако, как это уже  бывало с постами блога, высказанные в них гипотезы и версии в последующем получали документальное подтверждение, а процессы, которые в них исследовались гипотетически, происходили в самой, что ни на есть реальности. Прошло менее месяца и уже появились первые основания считать, что версия об управлении коллективным поведением вполне себе рабочая гипотеза, доказательства в пользу которой будут множиться.

Первые два доказательства не замедлили появиться. Хотя, как это ни парадоксально, ни одно не только русскоязычное интернет-здание, но и западные порталы не сопоставили эти два события между собой, а соответственно не выявили прямую и непосредственную связь между ними. Об этом подробно во второй части поста. А пока – короткое объяснение названия серии и рассказ о человеке, который собственно и объединяет два экстраординарных события, произошедших в последнее время.

Одним из самых известных фантастов прошлого века был уроженец маленького  городка в России Исаак Озимов, известный всему миру под американизированным вариантом Айзек Азимов. Он написал, возможно, величайший цикл в истории мировой фантастики –  сагу «Основание» и примыкающий к ней рассказ «Нечаянная победа». Собственно все семь романов цикла рассказывают об истории возникновения и последствиях использования вымышленной науки –  психоистории.

В различного рода работах, да и в энциклопедических источниках можно найти такое определение психоистории – «наименование вымышленной науки, которая разрабатывала математические методы для исследования происходящих в обществе процессов и осуществление на этой основе высокоточного их прогнозирования». Однако те, кто внимательно читал романы Азимова, понимают, что это определение куцее.

Психоистория, если говорить современным языком, это междисциплинарная наука, которая, опираясь на анализ Больших Данных и достижения комплекса наук о человеке – от истории и психологии до  нейронаук и  теории принятия решений, позволяла разрабатывать технологии коррекции и управления групповым поведением. Психоисторики моделировали наиболее вероятные варианты будущего, а затем давали рекомендации по коррекции поведения с тем, чтобы общественные процессы развивались в наиболее желательном с точки зрения психоисториков направлении.

Фантастика фантастикой, но интересно, что с конца 60-х до первой половины 80-х гг. прошлого века Айзек Азимов с еще несколькими американцами фантастами входил в состав аналитической группы «Ленгли», постоянно консультирующей ЦРУ и Пентагон по вопросам разработки стратегии холодной войны с Советским Союзом. Более того,  многие инструменты, особенно в сфере информационных и психологических войн, использованные Америкой на практике, за 15-20 лет до использования были практически буквально описаны в романах цикла «Основание». По мнению авторитетных исследователей к настоящему времени практически использовано не более десятой части теоретического наследия гениального мыслителя. В этом смысле управление поведением является реализацией психоистории в ее наиболее полном и амбициозном варианте.

Но перенесемся из недавнего прошлого в настоящее. Существует очень узкая группа людей, входящих в так называемый «кухонный кабинет» Белого дома, которая взаимодействовала с Обамой с первых дней его политической карьеры. Одно из самых заметных мест в этой компании занимает Касс Санстейн. Этому человеку посвящено очень много публикаций, особенно в американских СМИ. Многие из этих публикаций носят оценочный характер, а некоторые при всей своей сенсационности так и не получили каких-либо независимых подтверждений. Поэтому будем опираться строго на факты, на события, которые имеют перекрестное подтверждение.

Касс Санстейн вот уже более 27 лет преподает в Чикагском университете юриспруденцию. Именно здесь он познакомился с Бараком Обамой и стал для него чем-то вроде серого кардинала. Помимо академической деятельности Санстейн является популярным журналистом, который с начала нулевых печатается в ведущих американских средствах массовой информации. Наконец, вместе с Ричардом Талером он написал бестселлер «Подталкивание: улучшение решений о здоровье, богатстве и счастье». Если Даниэля Канемана можно назвать отцом поведенческой экономики, то Касс Санстейн со своим соавтором претендуют на роль отцов поведенческой политики.

Уже упомянутая книга «Подталкивание» вышла в 2008 г. и принесла Санстейну общеамерикансое признание. Параллельно он стал всемирно известен благодаря тому, что молва не без оснований закрепила за ним роль одной из ключевых фигур в неожиданной победе Барака Обамы на президентских выборах 2008 г. На протяжении всего первого срока Касс Санстейн возглавлял ключевое подразделении Администрации Белого дома «Отдел информации и нормативно-законодательного регулирования». По сути, он сосредоточил в своих руках не только руководство работой над важнейшими президентскими директивами, но и стал негласным главой всей информационной политики США. Именно поэтому в американской печати он получил кличку «Царь Санстейн». Уйдя, незадолго до завершения первого срока Санстейн возглавил закулисный штаб по переизбранию Обамы на второй срок. При этом, интересно, что наряду с этой, что называется общественной работой и преподаванием в Чикагском университете, он вошел в так называемый узкий правительственный совет М.Блумберга, мэра Нью-Йорка и одной из ключевых фигур в американской элите.

Интересно отметить, что международную известность Санстейн получил еще до избрания Барака Обамы Президентом США. Именно Санстейн написал первую развернутую статью в авторитетном как в Америке, так и во всем мире издании о тогда еще никому не известном Wikileaks. 24 февраля 2007 г. в газете Washington Post появилась его статья «О, дивный, новый Wiki-мир». В статье было написано, что «Wikileaks.org, основанный диссидентами в Китае и других странах, планирует опубликовать секретные правительственные документы и защитить их от цензуры с помощью программы шифрования». Эта статья, по сути, представляла собой откровенную рекламу Джулиана Ассанжа и его детища в мировых СМИ. До Санстейна Ассанжа знали только как лидера хакерского подполья. Второй раз Санстейн попал на страницы мировых СМИ, благодаря информации о том, что он сыграл существенную роль в отставке Папы Бенедикта XVI  и восшествии на пост Папы нынешнего Франциска I. Согласно опубликованной до отставки Бенедикта информации, Санстейн сказал своему близкому окружению в мае 2012 г. «После арабской весны у нас будет Ватиканская весна». Впрочем, в отличие от ранее приведенных фактов, эта информация была опубликована со ссылками на инсайдерские источники и документального подтверждения не имела.

Теперь вернемся к главному делу жизни Касса Санстейна – разработке теории и практики поведенческой политики. Чтобы объяснить, что это такое, обратимся к книге «Подталкивание». В книге, написанной на основании обобщения экспериментов психологов, неврологов, специалистов по изучению выбора в условиях экстремальных ситуаций, Санстейн и Талер сформулировали основные положения поведенческой политики.

Рассмотрим их на простом примере. Известно, что чипсы, булочки и шоколадки вредны для растущего детского организма. Также не секрет, что, в общем и целом, школьники скорее возьмут на обед пакет вредных чипсов, чем полезный овощной салат. И любые прямые запреты окажутся недейственными, и будут обойдены. Между тем, специалисты по продажам хорошо знают, что выбор потребителей зависит от того, как расположены продукты на полках магазина. В этом случае, почему бы не воспользоваться этим обстоятельством, и  не разложить в школьных кафетериях фрукты и салаты на уровне глаз школьников, а чипсы и булочки – в самых дальних углах на нижних и верхних полках прилавков, куда надо нагибаться и подтягиваться. Когда Санстейн и Талер предложили провести массовые практические эксперименты в школах Вашингтона, Нового Орлеана, Сиэтла и Коламбуса, оказалось, что в поединке между ленью и вожделением в значительном числе случаев побеждает лень. В течение трех месяцев более половины школьников отказались от чипсов, и перешли на салаты.

Этот простой пример иллюстрирует главное в поведенческой политике. Если в традиционной экономике и политике постулировалась рациональность выбора, то повседневная жизнь эту рациональность опровергает везде и повсюду. Люди ведут себя не то что иррационально, а скорее внерационально. Но в этой внерациональности есть своя логика, которая была нащупана в ходе тысяч экспериментов, проведенных за последние 25 лет специалистами в сфере когнитивных наук по всему миру.

Собственно новация Санстейна и Талера и состоит в том, что они предложили в политике отказаться от рационального подхода к населению в целом и отдельным его группам, а исходить из реального внерационального поведения. При этом, в этом поведении сначала на основе экспериментов, а затем при помощи обработки Больших Данных обнаружились вполне устойчивые закономерности. Авторы предложили строить политику не на прямом информационном воздействии, больше известном под названии «пропаганда», не на основе системы прямых запретов и указаний, а путем, как они выражаются, подталкивания, использования открытых наукой алгоритмов и паттернов внерационального поведения в нужных целях.

В прошлом году соавтора Санстейна – Талера Британское Правительство пригласило начать практическую работу в соответствии с принципами поведенческой политики. По решению Британского Правительства под началом Талера были сформированы правительственные поведенческие Команды, призванные разработать эффективные инструменты для решения ранее нерешаемых проблем. В частности, Великобритания, подобно другим странам, столкнулась с растущим дефицитом в пенсионной системе и была вынуждена перейти к накопительной системе начисления пенсий. Однако, получив свободу выбора, значительная часть граждан не стала откладывать на старость и проблема еще больше обострилась. Тогда по рекомендации поведенческой Команды во главе с Талером, после анализа соответствующих Больших Данных была сформулирована рекомендация: компании должны автоматически включать работников в накопительную пенсионную схему, предоставив им право при желании отказаться от этой схемы. Казалось бы, и в первом, и во втором случае за гражданами оставалась свобода выбора. Но с практической реализацией рекомендаций Талера число граждан, перешедших на накопительную схему и начавших платить взносы из своего кармана, увеличилось в течение года более чем на 15%. Т.е. лишний раз подтвердилось, что поведение человека зависит не только от самой по себе дилеммы выбора, а и оттого, как она формулируется и в каких условиях она реализуется.

Британская газета  «Индепендент» так описала цели этой Команды: «Эти инициативы являются примером применения ментальных техник, которые будучи одновременно парадоксальными по отношению к целям правительства о меньшем государстве, скорее всего, станут распространённым признаком политики правительства. Для населения будет делаться серьёзный акцент на «социальные нормы» для популяризации здорового образа жизни, добровольной работы и выплаты налогов. Призывы будут делаться к «эгоизму» в попытке взрастить поддержку индивидуумом Большого [Брата] Общества; одновременно будет более широко применён выбор «по умолчанию» благотворительных действий для пассивных граждан – примером может служить схема разрешения на использование своих внутренних органов в случае вашей гибели».

А теперь о двух сообщениях, которые разделяет чуть менее месяца, о которых шла речь в самом начале поста. 30 июля корреспондент «Фокс Ньюс» в Белом доме сообщил о том, что в его распоряжении оказались документы о формировании поведенческих Команд под эгидой Администрации Обамы. Эти Команды должны заняться «содействием разработке государственной политики, которая позволит правильно скоординировать усилия Правительства и людей по достижению своих целей». При этом в документе дана высокая оценка деятельности поведенческих Команд в Великобритании. Была отмечена ключевая роль Касса Санстейна в создании инструментов и технологий работы этих Команд. Также в документах указано, что, хотя на уровне Администрации Президента эти Команды только формируются, на уровне министерств и ведомств они уже активно работают несколько месяцев. В их числе указаны Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Налоговая служба и т.п. Также Службе новостей стало известно, что в документах имеется секретное приложение, которое оказалось недоступным для журналистов. Это позволило сделать предположение, что Команда по управлению поведением уже создана в Пентагоне и структурах разведывательного сообщества.

25 августа этого года, т.е. буквально на днях, стало известно, что Администрация США приняла решение усилить комиссию по контролю за деятельностью Агентства Национальной Безопасности. Усилили эту комиссию Кассом Санстейном. При этом, американские журналисты удивляются, зачем Касс Санстейн оказался в этой комиссии и что у него общего с такими профессионалами разведки, как, например, бывший исполняющий обязанности Директора ЦРУ Мишель Морель и ведущий эксперт по кибервойнам и борьбе с терроризмом Ричард Кларк, автор самой известной книги о кибервойнах.

Я думаю, что мы в отличие от американских журналистов этому назначению удивляться не будем.  АНБ является необходимой инфраструктурой для крупномасштабного и эффективного управления поведением, в том числе, в рамках проекта «Подталкивания».

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы