Июль
31

Три истории о граблях. История первая.

Лето, а мы продолжаем искать по всей России руководителей технологических проектов, конструкторов, инженеров (это я о своей работе). Вот оглянулась немного по сторонам. Интересные новости в мире.

Недавно завершилась программа шаттлов НАСА.

Теперь американцы решают, что делать дальше. Некоторая надежда есть у них на небольшие частные компании. Но главный упор сделан на совместный проект НАСА и компаний «Боинг»  и «Локхид Мартин» по созданию нового корабля для доставки астронавтов на МКС. Они собираются использовать старую ракету «Атлас-5», которой уже несколько десятилетий. В космос она летает благодаря тому, что на ней стоит советских еще времен  движок РД-180. Купили их американцы более 50 штук. Сейчас в поисках более мощной ракеты они обратились к опять же советскому носителю, который должен был доставить ракету с космонавтом на Луну. У СССР не сложилось, проект забросили, а американцы сейчас этот движок доводят до ума.

А между тем, в Советском Союзе под руководством Генерального конструктора Лазино-Лазинского был создан проект «Спираль», либо как его потом стали называть «МАКС». Глеб Евгеньевич Лазино-Лазинский был автором не только  этого несостоявшегося проекта, но и отцом «Бурана», Генеральным конструктором МиГ-31, который по-прежнему приносит Рособоронэкспорту сотни миллионов долларов.

Проект «Спираль» начал разрабатываться еще в 60-е годы. Идея была в том, чтобы создать орбитальный самолет, который стартовал бы с мощного самолет-носителя и мог выводить в космос как людей, так и полезные грузы. Принципиальные разработки системы были сделаны еще в 1964-65 годах. Впрочем, удивляться нечему. До сих пор космические корабли используют схему разработанную фон Брауном еще в фашистской Германии. Удивляться приходится другому. Несмотря на то, что проект «Спираль» из-за ведомственных разногласий был зарублен, Лазино-Лазинский не только создал прототип орбитального самолета…

но и, реализуя проект «Буран» нелегально испытал его в космосе под видом искусственного спутника. Испытания завершились полным успехом. К концу существования Советского Союза был создан и самолет-носитель «Мрия» полностью отвечающий требованиям вывода тяжелого орбитального самолета с большой грузовой нагрузкой в космос.

В лихие 90-е был разработан и испытан не имеющий аналогов в мире водородно-кислородно-керосиновый двигатель, позволяющий орбитальному самолету летать и в атмосфере и на околоземной орбите.

Особо надо отметить, что помимо людей система может дешево выводить легкие и тяжелые спутники, а этот рынок особенно с развитием телекоммуникаций и интернета является едва ли самым быстрорастущим рынком мира. Стоимость вывода на орбиту килограмма полезного груза у «МАКСа» в 15 раз ниже, чем у шаттла, и в 9 раз ниже, чем у европейской ракеты «Ареан», которую в основном используют сейчас для коммерческих запусков.

Для того чтобы сказка стала былью, нужно порядка 6-7 млрд. долларов. Для справки, проектируемая стоимость нового города для чиновников за МКАД в районе Рублево-Архангельское  – 8-10 млрд. долларов. В официальных планах Роскосмоса проект  «МАКС» отсутствует. Вот такая история.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы