Фев
19

Увидеть незримое. Часть первая

Игры в Будущее

Человеку свойственно играть. Через игры он осваивает мир, учится реальной деятельности. Играет он с первых дней жизни.  Поэтому очевидно, что игры были использованы для работы с будущим. В экономической сфере игры для работы с будущим впервые в мире были применены еще в 30-е годы в Советском Союзе. Первая деловая игра была проведена в Ленинграде под руководством М.Бирштейна.  Это неудивительно, поскольку именно в Советском Союзе были в то время больше всего озабочены проблемой работы с будущим в хозяйственной деятельности.

В США деловые игры стали применяться в 50-е годы и оттуда уже в конце 70-х они вернулись на родину в СССР, но уже в американском обличье. До сих пор деловые игры пользуются большой популярностью и на Западе, и на Востоке, и в России.  В основном они используются для активного обучения, решения задач командообразования и т.п. Современные деловые игры практически не работают с будущим.  Это связано с тем, что как правило, они построены на имитации тех или иных стандартных ситуаций. Если в Советском Союзе с его плановой экономикой стандартные ситуации вписывались в работу с будущим, то в условиях сегодняшней частично рыночной, частично согласительной экономики, находящейся в условиях высокой неопределенности какую-либо помощь в работе с будущим деловые игры оказать не могут. Хотя при анонсах различного рода образовательных программ, тренингов и т.п. эта функция деловых игр подчеркивается, но в реальности не реализуется и потому бесполезна.

Все в том же Советском Союзе, начиная с 50-х годов, развивается мощное направление, связанное с именем Георгия Щедровицкого. В рамках этого направления были разработаны особые, не имеющие аналогов игры. Они получили название организационно-деятельностных игр. Подробно об этом интереснейшем виде игр, чей потенциал еще предстоит освоить и российскому и мировому бизнесу, можно прочесть, например, в работе ведущего российского методолога, консультанта многих правительственных программ и проектов крупнейших российских корпораций Сергея Попова «Мышление в зоне риска».

Если совсем коротко определить отличие оргдеятельностных игр от типовых деловых игр на Западе и в России, то, во-первых, оно состоит в том, что эти игры строятся не вокруг типовой ситуации, а на предмете реально существующей и важной для участников игры проблемы. Во-вторых, в этой игре четко прописаны правила, условия, процедуры, что обеспечивает, как показал более чем 30-летний опыт применения оргдеятельностных игр, реальный практический выход от них. В-третьих, эти игры нельзя проводить без специальной подготовки, овладения СМД методологией, которой можно научиться, например, в Международной методологической ассоциации.

Единственно, следует иметь в виду, что проведение такого рода игр – не самое простое занятие и соответственно может быть реализовано только в рамках крупного и среднего бизнеса. Кроме того, такого рода игры позволяют работать с уже известным будущим, т.е. позволяют во многих случаях найти решения проблем, которые намечаются и с высокой степенью вероятности встанут перед той или иной организацией. Сергей Попов сумел развить этот подход вплоть до сочетания оргдеятельностных игр с разработкой форсайтов и работой на этой основе с неизвестным будущим. Но такое сочетание пока реализовано только для проектов федерального уровня.

В последние десятилетия на Западе, особенно в США, Великобритании огромную популярность приобрели военные игры в бизнесе. Эти игры используются как для решения текущих и перспективных проблем и задач компании, так и для работы с будущим.

Исторически сложилось, что едва ли не наиболее популярными специалистами по военным играм в бизнесе являются профессионалы  конкурентной разведки. В России наиболее полно этот вопрос изложен в статье гуру разведки в бизнесе Генриха Лемке «Игры… в которые играют взрослые…». Поэтому рекомендую прерваться с чтением поста и перед тем, как вернуться к нему, изучить эту статью.

Далее изложу свою точку зрения на военные игры в бизнесе применительно к работе с будущим. Главное, когда пользуешься какой-либо технологией, понимать сферу и границы ее применения, ее плюсы и минусы.

Для их выяснения необходимо вернуться к истокам. Военные игры в бизнес пришли естественно из военного дела. Впервые военно-штабными играми профессионально занялись германские военачальники в ХIХ веке. Вообще, надо сказать, что германское военное искусство этого периода послужило источником вдохновения для многих бизнес-подходов с успехом применявшихся во многих странах мира в ХХ веке и используемых сегодня.

К началу Второй мировой войны военно-штабные игры были взяты на вооружение стратегическим командованием практически во всех странах мира, а методы и технологии их проведения были отточены до совершенства. Естественно, после войны они стали применяться и в бизнесе, как на уровне стратегии, так и для решения оперативно-тактических задач.

Новый импульс экспансии военных игр в бизнес и их широкому проникновению в различные функционалы деятельности компаний самой различной величины придали прогресс информационных технологий, всеобщая компьютеризация и лавинообразное развитие интернета. Все эти факторы дали возможность создавать необходимые имитаторы для проведения военных игр самой различной направленности.

Теперь коротко о плюсах военных игр с точки зрения работы с будущим. В конечном счете, игра как способ работы с будущим, представляет способ его качественного моделирования. Вспоминая известного мудреца, сказавшего, что лучшей моделью мира является сам мир, можно сделать вывод о том, что моделирование представляет собой последовательное упрощение мира, сведение его к более простой конструкции или схеме. Как говорил известный ученый, все модели грубы и плохи, но некоторые из них работают. Работают как раз те модели, которые созданы на основе максимально полной и, главное, достоверной информации о моделируемых явлениях и процессах. Отсюда первый и, на мой взгляд, главный плюс военных игр для работы с будущим. Чтобы провести военную игру надо предварительно собрать, классифицировать и обработать необходимый максимум информации по теме процесса или ожидаемому событию, которому будет посвящена игра.

Другим плюсом является тот факт, что игра представляет собой комфортный и привычный для человека способ познания чего-либо нового. И коль скоро военная игра проводится после необходимой подготовки и предполагает наличие достаточного информационного массива высокого качества, на базе которого и проводится игра, то велики шансы, что в результате игры будет получено новое знание о процессе, ожидаемом событии и т.п.

Наконец, третий главный плюс заключается в том, что в процессе игры происходит реальное взаимодействие различных членов команды. Как правило, наиболее эффективны военные игры в компании, в которых участвуют  руководители и подчиненные, специалисты различных функциональных направлений. Как правило, западные эксперты выделяют здесь полезность военных игр для столь любимого ими командообразования. На мой взгляд, главное состоит в другом. Как показывает мировой опыт, в кризисах или неожиданных ситуациях главное, чтобы люди не просто умели работать вместе и дружно, это что называется необходимое, но недостаточное условие, а говорили на одном языке. Военные игры как раз и позволяют выработать этот общий язык, или как его называют профессионалы – единые протоколы общения. Только они могут обеспечить полноценную коммуникацию и взаимодействие в неожиданных и кризисных ситуациях.

Теперь несколько слов о минусах и ограничениях военных игр. Первый минус состоит в том, что проведение действительно полезной военной бизнес-игры требует значительной подготовки и отвлечения немалых ресурсов, причем абсолютно не обязательно, что финансовых. В большей степени это касается временных и деятельностных ресурсов, связанных с поиском, обработкой, представлением в игровом виде исходной информации и т.п. Но, как говорится, за все надо платить и соответственно, военные игры имеет смысл проводить только в отношении ключевых жизненно важных процессов и проблем для компании. Лучше вообще не заниматься военными играми, чем проводить плохо подготовленную военную игру.

Второй минус связан с естественным для любого человека стремлением к победе. Если военную игру проводит не привлеченный специалист, то организаторы игры могу оказаться в известной ловушке. Суть ее знакома каждому с детского возраста, особенно в эпоху компьютерных игр. Человек, играя сам с собой за себя и за противника, всегда старается подыграть самому себе. Если вы думаете, что это касается только человека, либо небольших компаний, то ошибаетесь. Есть поучительная статья  полковника П.Бобылева  «Репетиция катастрофы» о военно-штабных играх, проведенных в СССР и в Германии накануне Великой Отечественной войны.

Наконец, третий главный минус военных игр в бизнесе сопряжен с тем, что,  будучи импортированными из военного дела, они вольно или невольно переносят закономерности военного дела на бизнес. Конечно, в каком-то смысле бизнес – это война, особенно российский. Однако прямо отождествлять их было бы неправильно. Как правило, подавляющее большинство военных игр предполагает противоборства между двумя, максимум тремя или четырьмя противниками. Именно для таких случаев наиболее отработаны приемы, методики и т.п. В бизнес-реальности позиции участников гораздо более разнообразны, а число субъектов, которые надо принимать во внимание, как правило, заметно превышает указанные цифры. Это также накладывает определенные ограничения на сферу применения военных игр для работы с будущим.

В общем и целом, военные игры являются для бизнеса одним из наиболее эффективных и реально доступных для компаний различного размера методов качественного моделирования и прогнозирования будущего. Я думаю, что этот метод получит дальнейшее развитие, когда будет подкреплен соответствующими игровыми он-лайн платформами, ориентированными на бизнес.

    Category БЛОГ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы