Июнь
13

Дизайн мышления… Что это такое?

Применительно к процессу конкурентной разведки есть много материалов, посвященных фазе анализа или аналитической разведки.  Гораздо меньше внимания уделяется стадии информационного синтеза. Более того, я не встречала ни одной –  ни русско-, ни англоязычной работы на эту тему. Оно и понятно. Именно на этой стадии результаты анализа, полученные в результате применения соответствующих инструментов и методов, дополняются эвристическими приемами, и синтезируется новая информация для принятия решений.

Одним из наиболее интересных и новых направлений деловой эвристики является школа дизайна мышления, впервые начавшая развиваться в Стэнфордском университете США. В этой связи, предлагаю оригинальный сокращенный перевод статьи, опубликованной в журнале  Fast company.

Дизайн мышления… Что это такое?

Автор: Марк Дзиерск

Дизайн мышление состоит из четырех ключевых элементов.

1. Определение проблемы

Звучит просто, но правильно сделать это является самым важным из всех четырех этапов. Проблема должна быть превращена в задачу, которая может быть решена. Для этого нужно посмотреть на проблему под таким углом зрения и определить все возможности решения, прежде чем приступать к планированию и тем более исполнению.  Возможности не должны сдерживаться какими-то рамками, связанными с привычками, накатанными способами решения и должны ограничиваться только факторами, которые невозможно преодолеть.

В дизайне мышления центральное место занимает наблюдение. Наблюдение должно дать вам сведения о том, что люди действительно делают, а не то, что они вам говорят.

Дизайн мышления предполагает, что на каждую проблему вы смотрите с нескольких точек зрения и используете разнообразное функциональное ее понимание. И применительно к каждому элементу задачи, которую предстоит решить, необходимо неустанно, как маленький ребенок задавать вопрос – почему? Эти вопросы надо задавать до тех пор, пока вы не получите ясные ответы и ясную структуру проблемы, ее причины. Наконец, время от времени вы должны прерывать процесс и начинать как бы с чистого листа. Это даст вам возможность избежать инерции мышления и сосредоточения на одних и тех же данных.

2. Создание и рассмотрение множества вариантов.

Даже самая талантливая бизнес-команда иногда попадает в ловушку привычных путей решения проблем. Особенно часто это происходит, когда на решение задачи отпущено мало времени. Дизайн мышления требует, чтобы даже если у вас уже есть очевидное решение, вы обязательно продолжали бы  искать другие. Взгляд на проблему более чем с одной точки зрения  и выбор из нескольких решений всегда дают более богатые результаты.

Мы должны привыкнуть, что у каждого человека есть свои собственные информационные фильтры, которые ограничивают его взгляд на проблему, накладывают отпечаток на понимание тех или иных фактов. Весь фокус состоит в том, чтобы добиться рассмотрения проблемы с различных точек зрения. И именно это различие точек зрения создает возможности. Поэтому работа в команде зачастую играет решающую роль. Дизайн мышления предполагает, что лучшие решения будут найдены, когда пять подготовленных человек будут работать над решением проблемы в течение дня, нежели когда один человек будет биться над задачей в течение пяти дней. И еще, используйте для решения проблем визуализацию, потому что схемы и демонстрации бывают для  поиска решений гораздо эффективнее, чем тексты и слова.

3. Уточните выбранные направления

Полученные возможные решения при всей их кажущейся неочевидности нельзя сразу отбрасывать. Их необходимо принимать и развивать. Опыт – это не только наилучший помощник, но и зачастую убийца самых оригинальных решений. Даже самые сильные новые идеи и решения в зачаточном состоянии хрупки, спорны и кажутся неправильными. Дизайн мышления предполагает, что вы будете продумывать каждое решение, что называется до конца: смотреть последствия, просчитывать ресурсы, искать опасности. Только в этом случае будут созданы благоприятные условия для конкуренции вариантов решения и выбора наилучшего из них для вашего бизнеса, в ваших условиях. И еще. На данном этапе может возникнуть необходимость интегрировать несколько решений в одно. Это приводит нас к стадии 3,5.

Повторите 3,5 (опционально)

Дизайн мышления в этом случае предполагает, что в отношении интегрированного решения вы вновь повторите шаги 2 и 3.

4. Выберите победителя

На этой стадии сравните решения допустимые с позиций ограничений и факторов, на которые вы воздействовать не можете, и ресурсов, которые у вас есть и принимайтесь за дело. При этом, когда вы будете составлять планы и определять конкретные шаги, что нужно сделать, чтобы воплотить в жизнь лучшее решение, обязательно сохраните где-то отвергнутые решения. Потому что очень часто в другой ситуации, при других условиях эти решения окажутся лучшими, либо могут быть интегрированы с какими-то другими решениями.

P.C. Тех, кого заинтересовала тема дизайн мышление и возможности применения его в конкурентной разведке, здесь могут посмотреть часовую лекцию Ирины Кутеневой –  единственного в России специалиста по дизайну мышления, прошедшую подготовку в Стэнфордском университете у классиков этого метода. Лекция естественно на русском языке.

    Category МНЕНИЕ ГУРУ     Tags

2 коммент. к записи “Дизайн мышления… Что это такое?”

  • Елена 14 Июнь 2011 - 21:03

    Уважаемый Генрих! На Вашем сайте можно почерпнуть не только принципы информационного синтеза применительно к коммерческой разведке, но и эволюционный подход к ней. А книжка, действительно, отличная. Кто ищет, тот всегда найдет, в том числе и в Сети.

  • Генрих 14 Июнь 2011 - 6:31

    Спасибо за весьма любопытный материал (особенно за ссылку на лекцию).

    Правда, не могу согласиться с ним полностью. Да не воспримут это прямым пиаром, но, по крайней мере с 2005 года я веду практический курс по разведывательному анализу (подробнее можно посмотреть здесь: http://obrazovanie777.narod.ru/plan.files/Page710.htm ) информации.

    К разработкам Стэнфордского университета данный курс, вероятно, не имеет вообще никакого отношения, нов нем обобщены проверенные методики анализа и синтеза информации, апробированные опытом использования российских и зарубежных специальных служб. Данный курс, рассматривает, кстати, практически все содержание “дизайна мышления”.

    Ну, и, ни что так НЕ стимулирует необходимость дизайна мышления – как работа над ошибками – даже и чужими.

    Посему, осмелюсь порекомендовать одну из лучших книг по коммерческой разведке (которая, на самом деле, к разведке вообще не имеет ни малейшего отношения, но является таковой по своему содержанию).

    Это книга за авторством Сидни Финкельштейна “Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы”
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/1699193/

    Рекомендую!!! Весьма актуальное чтиво…

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы