Дек
20

Как ищет работу специалист конкурентной разведки

Материал любезно предоставлен ресурсу автором.

Автор: Игорь Нежданов

Игорь Нежданов – руководитель Сообщества Практиков Конкурентной разведки, автор многочисленных книг и публикаций по вопросам конкурентной разведки.

Не менее интересно понять «на собственной шкуре» как может вестись поиск работы вашим коллегой. Особенно если это коллега из конкурирующей компании. Такое понимание даст возможность опередить его на один шаг по ряду направлений.

По разным причинам рано или поздно специалист по конкурентной разведке начинает искать работу. Ситуацию, когда он (специалист) работает «сам на себя», рассматривать не буду, хотя изложенные техники вполне подойдут и для такой деятельности, а вот когда ведется поиск работодателя, постараюсь осветить.

Подойдем к проблеме именно как специалисты по конкурентной разведке. Какова задача? – правильно – найти достойную работу, или другими словами – работодателя, который нуждается в наших услугах и готов за это достойно платить. Исходя из этой задачи перечисляем требования к объекту:

- работодатель должен нуждаться в услугах КР;

- работодатель должен соответствующим образом оплачивать эту работу (тут у каждого своя планка);

- некие специфические требования (место положения, определенный сектор экономики, еще что-то…).

О том как выяснить действительный уровень оплаты труда и те самые специфические условия рассуждать нет смысла – это полевая работа. Многое становиться понятно из текстов объявлений о найме сотрудников, из общения с рекрутерами и из информационного поля данной компании. А вот о том как выяснить потребность потенциальных работодателей в услугах конкурентной разведки есть смысл поговорить подробно. Итак сузили задачу (на начальном этапе) до выявления тех работодателей, которые нуждаются в услугах конкурентной разведки. Таких работодателей может быть несколько групп:

1- те, что осознали необходимость в КР, поняли что такое КР и теперь ищут таких специалистов;

2 – те, что осознали необходимость в КР, но НЕ слышали даже само название КР и тем ни менее ищут нечто, что им поможет;

3 – те, что ничего НЕ осознали и ничего НЕ ищут (в этой области), но им явно нужны услуги КР.

Первая группа более или менее ясна – они ищут именно специалистов по конкурентной разведке и именно следы такого поиска нужно выявлять. То есть исследовать соответствующие ресурсы на наличие объявлений таковой направленности – обычная работа с кадровыми агентствами и соответствующими интернет-площадками. Единственной что нужно помнить – термин конкурентная разведка еще не устоялся и по тому для обозначения этого вида деятельности могут использовать такие словосочетания как «бизнес-разведка», «коммерческая разведка», «маркетинговая разведка» и т.п..

Вторая группа не много сложнее. В принципе работодатель уже готов работать со специалистом по конкурентной разведке и ищет его, но он не знаком с терминологией и по тому выражает свои потребности несколько витиевато. Но это препятствие вполне преодолимо. Исследуем те же ресурсы, но ищем не только явное упоминание КР и близких к ней понятий, но и «кривое» выражение потребности в КР. Такое выражение потребностей может проявляться, например в поиске руководителя СБ или его зама либо маркетолога, но в описании функционала упор делается на работу с информацией, с рыночным окружением, с конкурентами.

Третья группа наиболее интересная, но и наиболее сложная. Начнем с того, что по большому счету КР, в той или иной степени, нужна практически любой компании. Но есть среди них те, которым конкурентная разведка просто необходима. Но вот не слышали руководители о данном направлении деятельности и не ищут ничего подобного. Если же им предложить такой инструмент и объяснить как им пользоваться, то с большой вероятностью захотят как минимум попробовать. Какие компании наиболее всего нуждаются в КР? – те, что растут (и по тому выходят на новые рынки, а значит нуждаются в информации), те, что диверсифицируются (и по тому также выходят на новые рынки, а значит нуждаются в информации), те что действуют на рынках с острой конкурентной борьбой (а значит нуждаются в информации). Теперь нужно подумать как можно выявить такие компании. Что происходит, когда компания начинает расширяться по своему профилю либо диверсифицируясь? Такая компания ощущает потребность в соответствующем персонале. И этот персонал начинают искать. Значит исследуем те же ресурсы, что и в первых двух случаях, но теперь ищем несколько иные признаки:

- открытие в небольшой период значительного числа вакансий;

- открытие не свойственных компании вакансий;

- неопределенное описание достаточно высоких вакансий (не попадитесь на удочку МЛМ).

Касательно открытия за короткий период большого числа вакансий, то для выявления такого признака можно использовать сервисы HR-ресурсов. Обычно на таких сайтах есть возможность посмотреть «все вакансии работодателя». И тогда становиться понятно многое. Открытие не свойственных компании вакансий можно понять сравнивая размещенные вакансии с тем бизнесом, что представлен на официальном сайте компании. Безусловно, иногда в описании вакансии прямо пишут – «в связи с выходом на новый рынок компания ищет» или «в связи с освоением новой продукции…» и это тоже разведпризнаки для данной работы. Или ищут директора «по развитию» или «по инвестициям»… Понятно, что могут искать в связи с увольнением предыдущего, а не в связи с расширением. Поэтому данный момент необходимо уточнять.

Но в данной ситуации нельзя ограничиваться только HR-ресурсами. Ведь информация об освоении новых рынков (продуктов, технологий и т.п.) есть и в других источниках. Начать можно с новостных ресурсов экономического, инвестиционного характера, рынка M&A. Все что касается крупного бизнеса там есть. Что касается среднего бизнеса – есть отчасти. Экономические и инвестиционные новостные ресурсы это соответствующие информагентства. Но есть и специализированные источники. В основном это ресурсы посвященные определенному рынку или сектору экономики. К стати на таких ресурсах есть информация и более мелких игроках – чем уже специализация интернет-ресурса, тем более детально он освещает проблему. Что же касается рынка слияний и поглощений, то тут нужно говорить в основном о специализированных ресурсах, но их вполне достаточно.

Материал любезно предоставлен Игорем Неждановым специально для открытия блога


Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы