Ноя
5

Разведка и краудсорсинг

По материалам The Economist.

В 1967 году американский социолог Стэнли Милгрем провел эксперимент, в ходе которого он отправил десятки писем случайным людям в г. Омаха штат Небраска. К каждому письму он приложил открытку конечному адресату и попросил тех, кому были направлены письма,  передать эту открытку своим знакомым, которые живут как можно ближе к получателю этой самой открытки. Результатом эксперимента стали знаменитые «шесть рукопожатий». Т.е. среднее число людей, посредством которых два совершенно случайных незнакомых человека на земном шаре могут установить контакт.

В 2011 г. Facebook проанализировал пользователей социальной сети и установил, что в настоящее время два любых человека в мире могут связаться уже не через 6, а через 4,7 контакта. Мир стал еще более связанным.

Может ли повышение связанности мира как-то быть использовано для решения поисковых или разведывательных задач? Последние два года спецслужбы по обе стороны Атлантического океана не только интересуются, но и предпринимают практические шаги для того, чтобы узнать, можно ли использовать коллективный разум и взаимодействие для решения разведывательных задач или скорейшего достижения целей расследований, например, отыскания подозреваемого,  нахождения украденной техники и т.п.

Первый массовый эксперимент такого рода в 2009 г. был проведен научно-исследовательским подразделением Пентагона, знаменитой DARPA.

Его целью было определить, может ли быстро при помощи социальных взаимодействий быть получена информация о том или ином событии.

Был объявлен открытый конкурс, в котором могли принять участие все желающие, объединившиеся в команды. Перед ними была поставлена следующая задача: команды должны были за фиксированный, короткий промежуток времени найти 10 красных воздушных шаров, используемых для метеонаблюдений, которые были оснащены соответствующими техническими средствами обнаружения, и чей полет контролировала DARPA. При этом, хотя DAARPA каждую секунду и контролировала полет, никто не знал, когда точно и где приземлятся эти воздушные шары. Победителю был установлен приз в размере 40 тыс.долларов.

В результате конкурса победила команда во главе с Мануэлем Себряну из Массачусетского технологического института. Команда обнаружила все шары всего за девять часов с момента открытия конкурса и соответственно старта шаров. Технология работы команды включала три составных части.

Во-первых, студенты использовали разработанные ими за две недели программы анализа воздушных течений и потоков. Место старта воздушных шаров было им сообщено через два часа после старта.

Во-вторых, они использовали краудсорсинговые опенсорсные платформы, применяемые обычно для координации действий спасателей-добровольцев в районах стихийных бедствий.

В-третьих, победители применили типичные приемы многоуровневого маркетинга, установив, что каждый нашедший шар и сообщивший в командный центр группы получит 2 000 долларов, тот кто привлек его к участию в деятельности команды – 1000 долларов, тот кто привлек того кто привлек – 500 долларов и т.д. В результате команда МТИ стала победителем, существенно опередив других участников, взявших на вооружение только одну из указанных технологий.

В марте этого года DARPA провела новый конкурс. На этот раз, условия были гораздо более жесткие, чем в первом случае.  Во-первых, был ограничен призовой фонд, который команда могла распределять между теми, кто непосредственно участвует в задании. Сумма составила всего 5 000 долларов. Во-вторых, искать предстояло не на территории США, а на двух континентах. В-третьих, обнаружить предстояло не здоровые красные воздушные шары, а пять человек, одетых в уникальные футболки, отличающиеся по цвету и покрою от принятых в сегодняшней молодежной моде. Ну, и, наконец, в-четвертых, вместо 24 часов на поиски отводилось 12.

По мнению руководства DARPA, высказанному перед началом конкурса, шансы на то, что пять человек будут обнаружены, составляют 25-35%. Результат оказался следующим. В течение девяти часов были обнаружены все пять человек. Победителем стала команда доктора Рахвана в составе студентов МТИ и Университета Сан-Диего в Калифорнии. Ей удалось обнаружить трех человек в Нью-Йорке, Вашингтоне и Братиславе. Две другие команды обнаружившие людей были сформированы студентами британских университетов Эдинбурга и Саундгемптона. Люди были обнаружены в Ванкувере и Мюнхене.

Команда-победитель, имея ограниченные возможности для использования многоуровневого маркетинга, пошла другим путем. В течение 10 дней до объявления начала состязания они создали координационный сайт. Распиарили этот сайт в социальных сетях, прежде всего в Facebook, Twitter и LinkedIn, и запустили мобильное приложение, срочно созданное ими, которое позволяло участникам поиска связываться между собой, помогать друг другу и быть в курсе событий. Параллельно они договорились с группами поддержки команд по баскетболу, американскому футболу и бейсболу МТИ, что девушки из этих групп устроят большую вечеринку для тех, кто наиболее отличится в поисках разыскиваемых, где бы они не находились. Также они сообщили о том, что оплатят дорогу и проживание тем добровольным помощникам, которые фактически обнаружат разыскиваемых.  Т.е не на этот раз упор был сделан не на материальную заинтересованность, а на развлечения и драйв. Но эффект оказался еще более разительным.

В октябре текущего года все та же DARPA провела третье состязание. На этот раз участники были команды университетов США и координируемые ими группы поддержки, в которые могли входить люди со всего мира. Состязание было построено таким образом. За 10 дней до фактического начала состязания все его участники получили уведомление, что в течение суток они по переданным им 15 ключевым словам должны будут обнаружить статью в онлайн издании, сообщения в социальных сетях и на форумах, и появившийся на 30 минут якобы в результате ошибки админа документ. Все они должны содержать указанные кодовые слова.

Состязающиеся должны в течение суток обнаружить все эти материалы, перевести их на английский язык, увязать между собой, найти и встретиться с автором публикации в онлайн СМИ и сделать фотографию некоего объекта, упомянутого в указанных материалах. В соревновании участвовали команды 17 университетов. Средняя численность группы поддержки составляла около 30 человек. Место действия был Бангладеш.

Итоги оказались таковы. Из 17 команд в установленные сроки с заданием справилось 12. Победитель решил задачу за шесть часов вместо отведенных 24.

В настоящее время DARPA готовит предложения по развертыванию разведывательной платформы, которую могут использовать как американские военные ведомства, так и специальные службы, организуя выполнение тех или иных разведзаданий на принципах краудсорсинга. При этом платформа предусматривает, что часть работ на платформе будет выполняться в строго закрытом, секретном режиме, а другие будут реализовываться как краудсорсинг в полном смысле, т.е. с полностью открытым доступом.

    Category МНЕНИЕ ГУРУ     Tags

Прокомментировать

 
ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы