Шум и сигнал – Нассим Талеб
В конце ноября выходит в свет новая книга одного из самых популярных авторов нон-фикшн, знаменитого Нассима Талеба – инвестора, аналитика, писателя, автора одного из самых успешных мемов последнего десятилетия «Черного лебедя».
Ниже перевод отрывка из еще не опубликованной книги «Antifragile».
У каждого из нас есть знакомые невротики. Несмотря на разницу в поле, возрасте, национальности, это практически всегда взвинченные, растрепанные люди, подверженные частой смене настроения, зачастую неадекватно реагирующие на жизненные события. Их противоположность – невозмутимые, спокойные, умные, немногословные люди. В благоприятных условиях они становятся военачальниками, успешными предпринимателями и т.п. В другой среде – возглавляют мафию и т.п.
Недавно я беседовал с моими знакомыми из MTI и они рассказали мне, что между невротиками и военачальниками одним из главных отличий является различное восприятие информации. Невротики не умеют разделять шум и сигналы. Они реагируют на любые сведения и эта реакция, как правило, болезненная. Военачальники, или как их еще называют, «капитаны» не просто обладают критическим восприятием информации, но умеют выбирать лишь те источники и ту информацию, которая им действительно необходима, абстрагируясь от информационного шума.
Хорошо известен парадокс. Если вы хотите, чтобы знаменитый певец, политик или киноактер впал в депрессию, или хуже того, умер, найдите ему знаменитого врача, обладающего энциклопедическими знаниями и умением вести душевные беседы с пациентом. Я могу привести десятки примеров американских знаменитостей, которые оказались в могиле потому, что не могли выделять из медицинского шума действительно важные сигналы.
Я более 20 лет провел на финансовом рынке. Анализ финансовой информации давал мне хлеб, а иногда и масло, на жизнь. И вот что я заметил. Когда я анализировал финансовые рынки на недельном интервале, примерно 50% сведений относилось к сигналам, а 50 – к шуму. Тот же анализ на ежедневной основе давал соотношение 5% и 95%. А вот анализ фондовых рынков на часовой основе дал мне соотношение 0,5% и 99,5%.
Как же так, скажете вы, ведь торговля сейчас ведется по секундам. Я отвечу – да. Более того, уже не по секундам, а по долям секунд. Но торговлей занимаются не люди, а биржевые роботы. И к анализу это никакого отношения не имеет. Весь выигрыш получается за счет суперсверхбыстрой реакции на то или иное сообщение. Причем, реакции алгоритмической, т.е. однозначной. В обычных ситуациях, это дает большие деньги, а в необычных приводит к тому, что мы недавно видели на Уолл Стрит и последствия чего до сих пор расхлебывает весь американский народ.
В современном мире есть еще одна проблема. Поскольку в нашей стране доходы населения растут не слишком быстро, а товаров и услуг на рынке становится все больше и больше, то главной проблемой современной экономики становится не НИОКР, не производство, а продажи. Соответственно, над всем царствует маркетинг, в его последней патологической стадии нейромаркетинга. Нейромаркетинг – это способ принудить потребителя к покупке при помощи манипуляции его поведением. В основе манипуляции лежит тотальная дезориентация человека в информационной среде. Фактически сегодня вся маркетинговая индустрия под ласковые убаюкивающие истории об ориентации на клиентов нацелена на то, чтобы лишить человека способности различать информацию и шум.
Отсюда очень простой вывод. Единственный способ сегодня преуспевать в бизнесе и не столкнуться с неприятностями в жизни – это сохранить, а еще лучше развить способность различать шум и информацию.
В свое время Сократ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». В эпоху интернета я бы сформулировал это следующим образом. Чем большие массивы данных вы потребляете, тем меньше вы знаете. А как же большие данные, спросите вы. С большими данными тоже не все просто. Если у вас есть деньги на оплату мощнейших инструментов классификации и интеллектуальной обработки больших данных, то это очень прибыльно и несомненно полезно. Во всех остальных случаях применение больших данных – это современная версия того, что древние называли Post Bellum Auxilium, или «посылать войска в бой после битвы». А еще проще – за большие деньги объяснять что-то задним числом.
Прокомментировать
Последние записи
- Рецензия на книгу Р.В.Ромачева «История частной разведки США»
- Новое на блоге
- Воспоминание о будущем — 2050
- Новая среда обитания
- Главная технология ближайшего будущего. Битва за кванты
Архивы
- Март 2022
- Февраль 2022
- Март 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010