Март
24

Скрытая страна. Внутри государственной индустрии секретов. Часть вторая, заключительная.

Важнейшим элементом сборочной линии данных АНБ является программный комплекс под названием Xkeyscore. Комплекс сортирует все перехваченные данные, очищает их от помех, извлекает так называемые онтологии и переправляет в хранилища.
Основное хранилище данных АНБ называется Pinwale. Основное хранилище поделено на отдельные своего рода отсеки по уровням доступа. При этом программы-обработчики данных из хранилища могут иметь к нему одновременный доступ таким образом, что несколько разнородных программ используют одни и те же данные, содержащиеся в хранилище.


Важным элементом программного комплекса АНБ является система Homebase. Она позволяет обеспечивать распределенное направление содержащихся в централизованной базе данных и полученных знаний отдельно в Министерство обороны, Агентства, координируемые Директором национальной разведки, в Департамент национальной безопасности.
В книге большое внимание уделено программе «Тотальная информационная осведомленность». Эту программу АНБ начало разрабатывать сразу после 11.09.2001 г. Система ТИО интегрировала всеобъемлющие цифровые данные об американских гражданах, а также об иностранцах, имеющих контакты с населением США. Эти данные черпались из баз данных как государственного, так и отраслевого назначения: медицинских, образовательных, торговых, туристических, телефонных, корпоративных, финансовых, транспортных и даже ветеринарных. Кроме того, в системе интегрировались данные по банковским счетам, движению финансовых средств, телефонные и иные коммуникативные сообщения, электронные письма и т.п.
В конце 2003 г. после разразившегося скандала Конгресс прекратил финансирование ТИО в той части, которая касалась американских граждан. Что касается населения и компаний других стран, чьи данные, так или иначе были доступны Агентству, ассигнования были даже увеличены.
Подлинной сенсацией книги стало то, что на основании бесед с отставными политиками и работниками спецслужб, а также действующими работниками компаний, поставляющих программное обеспечение разведывательному сообществу, выяснилось, что на протяжении 2003-2011 гг., т.е. к моменту написания книги, шесть из семи программ, входящих в состав ТИО в части американских граждан, продолжали успешно финансироваться, а соответственно действовать под другими, непонятными для непосвященного аббревиатурами.
При этом авторы указывают, что согласно заявлениям бывших сотрудников АНБ указанные сведения потенциально обезличены для пользователя. Т.е. они существуют, их можно обрабатывать, можно получить любую выборку, либо классификацию, либо как говорят американцы – паттерн, и работать с ним, но нельзя просто так взять из базы сведения на конкретного американца.
Но не на любого – можно, и не только по решению суда, но и в соответствии с внесудебными решениями, оформляемыми как NSL, или по письму национальной безопасности. Такие письма-запросы в адрес АНБ может отправлять строго ограниченный круг должностных лиц, определяемых Президентом США.
В заключительной части книги достаточно подробно рассмотрены весьма парадоксальные отношения, сложившиеся между АНБ и Департаментом национальной безопасности, во главе с Джанет Наполитано. Формально, за внутреннюю безопасность Соединенных Штатов и за координацию всей работы в этой сфере отвечает именно это ведомство. Он же формально должно отвечать за взаимодействие силовых структур с частным сектором США в части защиты критической инфраструктуры и ключевых объектов.
Структура появилась на свет как ответ на события 11 сентября и известна как Министерство внутренней безопасности. Однако более правильно именовать его Департаментом внутренней безопасности. Весь парадокс состоит в том, что указанному Департаменту неподответственна ни одна разведывательная структура США. Он курирует службы типа иммиграционной и таможенной полиции США, пограничной и таможенной охраны, береговой охраны, секретной службы США, охраняющей Президента, администрации безопасности на транспорте и знаменитую, не менее загадочную, чем АНБ, ФЕМу. (Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях). Т.е. реальных аппаратных и программных ресурсов, позволяющих реализовывать задачи национальной безопасности, и отражать кибертеррористические атаки он не имеет.
По мнению авторов книги, Департамент является своего рода прокладкой и громоотводом от АНБ, который единственно способен по своему потенциалу осуществлять оборонительные, наступательные и аналитические операции в информационном и киберпространстве.

    Category МНЕНИЕ ГУРУ     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы