Март
25

Руководство по анализу социальных сетей

Когда сегодня говорят о социальных сетях, то на ум приходят Facebook, LinkedIn, В Контакте и т.п. Это конечно правильно, но социальные сети существовали с тех пор, как появился человек разумный. Интернет дал возможность гораздо более активных коммуникаций и позволил что называется материализовать следы взаимодействий людей между собой. С появлением web1, а особенно web2, взаимодействия между людьми и группами стали документированными. Вспоминая Стива Рамбама можно сказать, что каждое взаимодействие оказывается запечатленным на долгие годы. Соответственно, открылся огромный простор для работы конкурентных разведчиков, специалистов по экономической безопасности, кадровиков, маркетологов  и т.п.

В последние десятилетия появился разнообразный софт, позволяющий анализировать и визуализировать социальные сети. Наиболее полезные и доступные программы собраны в рубрике «Визуализируй это» в Разведнете. Однако софт – это только инструмент. Для того чтобы им эффективно пользоваться, надо хорошо знать методологию анализа социальных сетей и их природу.

Социальными сетями задолго до появления интернета успешно занимались социологи. Собственно, анализ социальных групп и взаимодействий внутри них  является одним из предметов социологии. Едва ли не наибольший вклад в анализ социальных групп и разработку работающих методов этого анализа внес Якоб Морено. Вы не поверите, но основные принципы социометрики, науки об анализе малых социальных групп, он разработал еще в 20-е годы прошлого века. А работу в этом направлении он начал, будучи чиновником Австро-Венгерской империи. Соответственно, основной инструментарий качественного и количественного анализа групп различной размерности накоплен именно социологами, как последователями Морено, так и представителями новых направлений, появившихся в последние годы и инициированных развитием интернета.

К сожалению, всеобъемлющего качественного руководства по анализу социальных сетей на русском языке не имеется, хотя, сажем прямо, на английском существует целый ряд работ с успехом выполняющих функции руководств, для  заинтересованных профессионалов. Среди русскоязычных изданий в наибольшей мере роль руководства по анализу социальных сетей на основе качественных и особенно количественных методов выполняет учебник «Сетевые измерения в социологии» Градосельской Г. В., который есть в сети в формате PDF.

    Category HANDBOOK     Tags

Прокомментировать

ОБО МНЕ

Последние записи

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Архивы