Сетевая наука. Часть первая.
Те, кто успел поучиться в советской школе или институте хотя бы краем уха слышали о диалектике и переходе количества в качество. Как это ни смешно, диалектика оказалась права, и все новое действительно появляется скачком. Буквально в последний месяц скачок произошел в сетевой науке, а значит скоро можно ожидать и скачка в социальных сетевых технологиях.
Основы сетевой науки были заложены еще в начале прошлого века, когда чиновник австро-венгерской империи Дж.Морено создал науку социометрию, т.е. количественное изучение и исследование социальных взаимодействий. С тех пор практически до конца ХХ века сетевую науку развивали в основном социологи. С появлением интернета ситуация изменилась и к делу активно подключились математики, информационщики, представители других отраслей знания.
В анализ сетей, и прежде всего, социальных сетей начиная с конца 90-х годов стали вкладываться большие деньги. Однако до последнего времени в основном все новации шли по линии применения все более изощренных математических и статистических методов и отработки новых программных решений. Что же касается качественной стороны дела, то в основном использовались наработки, созданные в первой половине прошлого века.
Есть основания полагать, что подлинный перелом происходит буквально на наших глазах. На прошлой неделе Камерон Марлоу, руководитель научной лаборатории Facebook провел встречу –пресс-конференцию с редакторами ведущих онлайн и офлайн журналов, пишущих как для исследователей, так и для массового читателя.
Прежде чем мы расскажем об основных мыслях, изложенных Марлоу на встрече, несколько слов о нем самом и роли, которую играет его подразделение в структуре Facebook.
К .Марлоу окончил MTI, работал в ведущем американском центре Bell Lab, стал лауреатом нескольких премий Федерации американских ученых и Ассоциации исследователей компьютерных и информационных наук. До прихода в 2007 году в Facebook он создал знаменитый сайт Blogdex, который отслеживал самые быстро распространяющиеся в интернете темы обсуждений.
В Facebook он возглавляет научную лабораторию, в которой трудятся исследователи, специалисты в области когнитивных наук, социологии, математики, статистики, программисты, аналитики масс-медиа и бывшие офицеры, занимавшиеся информационными войнами. Интересен тот факт, что его кабинет является соседним с кабинетом M.Цукерберга. Более того, в рабочем графике последнего встреча с Марлоу является столь же приоритетной, как встречи с финансовым и исполнительным директорами Facebook.
Свою встречу с редакторами Марлоу начал с того, что сказал буквально следующее: «Facebook сегодня стал публичной компанией. Поэтому все члены команды озабочены вопросами капитализации, а соответственно и источниками получения доходов. Вы хорошо знаете, что Facebook для пользователей бесплатен. До сих пор главный источник доходов интернета – это, конечно же, реклама.
Хотя Web 2 в корне отличается от Web 1, пока подход к рекламе и монетизации и там и там один и тот же. Между тем, между Web 1 и Web 2 имеются фундаментальные, принципиальные различия. Web 1 – это в конечном счете взаимодействие независимых друг от друга людей с самыми различными сведениями и знаниями. Web 2 – это взаимодействие людей между собой. Это зависимые друг от друга люди. Основа Web 1 – это поисковик. Основа Web 2 – это социальный граф. Поэтому дальнейшее развитие Facebook – это использование потенциала и возможностей социальных сетей. А для того, чтобы что-то использовать, нужно это что-то хорошо знать».
Далее Марлоу, отвечая на вопросы, отметил, что многие полагают, что Facebook – это очередной финансовый пузырь, каких в истории человечества было немало. Один из редакторов недипломатично сказал: «Не может доска объявлений с хорошим юзибилити стоить больше 90 млрд. долларов». Марлоу на этом ответил: «Я читал материалы очень многих инвестиционных аналитиков, которые проводили оценку нематериальных активов Facebook. И вот что меня там удивило.
Там вовсю оценивался бренд, приводилась масса расчетов относительно ценности аккаунтов сотен миллионов участников Facebook, приводились и другие соображения о нематериальных активах компании. Но никто не сказал главного. Главное же, на мой взгляд, состоит в том, что благодаря Facebook мир получил ни с чем не сравнимый массив качественных и достоверных данных о неизмеримом количестве людей и их общении. Причем, эти данные изменяются и развиваются в реальном масштабе времени.
Я бы даже сказал, что Facebook – это самая мощная в истории человечества машина для изучения самого себя. У нас теперь есть микроскоп, который позволяет нам рассматривать социальное поведение в самых различных масштабах и срезах. Никогда еще никто не мог оперировать данными, относящимися к миллионам и десяткам миллионов людей, вовлекать их в добровольные эксперименты. Вот это и есть главный актив Facebook.
Более того, как только мы научимся использовать этот актив, сегодняшняя капитализация покажется очень маленькой. Когда я говорю – использовать, я ни в коей мере не имею в виду, что компания будет манипулировать своими пользователями. Напротив, принудительная реклама на стартовых страницах поисковиков – это манипуляция. Сетевая наука, позволяющая выявить закономерности в динамике социальных графов различной размерности, открывает возможность понимания технологии зарождения и распространения информационных потоков. Вот это и есть то главное богатство, которое может быть монетизировано.
В последние месяцы нашему научному подразделению и исследователям из лабораторий и из университетов, с которыми мы взаимодействуем, удалось осуществить сразу несколько прорывов в сетевой науке, которые открывают принципиально новые перспективы для социальных сетевых технологий. Вот об этих направлениях я и хочу рассказать вам».
1 комментарий к записи “Сетевая наука. Часть первая.”
Прокомментировать
Последние записи
- Рецензия на книгу Р.В.Ромачева «История частной разведки США»
- Новое на блоге
- Воспоминание о будущем — 2050
- Новая среда обитания
- Главная технология ближайшего будущего. Битва за кванты
Архивы
- Март 2022
- Февраль 2022
- Март 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
А вы умеете заинтриговать)